Copyright © 2013 Алексей Алимкин
Краткое содержание: изучение объектов Arpeggiator и способ сведения арпеджиаторных MIDI-регионов в регион стереофонического аудиофайла по месту (bounce-in-place).
По убедительной просьбе музыкантов, занимающихся электронной музыкой, мы временно перескочили сразу несколько объектов среды Environment, чтобы рассказать вам об объекте Arpeggiator (Арпеджиатор), который описывается в главе 37, «Environment Objects Reference» — «Справочная информация об объектах Environment» на странице 1123 Руководства Пользователя приложением Logic Pro 9. На первый взгляд Arpeggiator — это очень простой объект, но при этом, многие не умеют пользоваться его настройками и даже не догадываются, что можно использовать одновременно несколько арпеджиаторов с разными настройками, подключая их последовательно и параллельно перед тем, как MIDI-сигнал поступит на музыкальный инструмент. К тому же, Arppegiator может управляться по MIDI, как с внешних контроллеров, так и с фейдерных объектов в самом Logic Pro. Одной из проблем общего плана является невозможность напрямую записать ноты, которые выдает арпеджиатор, на трек области Аранжировки. Как это сделать легко и просто, рассказывается в конце данной статьи.
Серия статей ENVIRONMENT. РАБОТА С ОБЪЕКТАМИ.
В каждой из статей серии приводится подробное описание объектов, представленных в среде Environment приложения Logic Pro 9:
•Часть I: Объекты Standard Instrument (Стандартный инструмент) и Multi Instrument (Мультиинструмент).
•Часть II: Объекты Mapped Instrument (Переназначаемый инструмент).
➡Часть IV: Объекты Arpeggiator (Арпеджиатор).
•Часть V: Объекты Physical Input (Физический вход) и Sequencer Input (Секвенсерный вход).
Объекты Arpeggiator (Арпеджиатор)
Арпеджиаторный объект превращает аккорды в арпеджио. Он проигрывает нажатые в данный момент ноты (каждую отдельно) в соответствии с выбранным паттерном (вверх, вниз, в случайном порядке и т.д.) и с выбранной скоростью, диапазон которой простирается от целых нот до 768-ых нот.
Чтобы создать новый арпеджиатор
•Выберите New > Arpeggiator (Арпеджиатор) или воспользуйтесь клавиатурной командой New Arpeggiator (Новый арпеджиатор).
В арпеджиаторе представлены следующие параметры: направление, скорость нажатия (velocity), скорость воспроизведения (Resolution — разрешение), нотная длительность, квантизация начала нот (Snap — привязка), повторы, октавы и смещение значений скорости нажатия нот (Crescendo — крещендо). Все параметры могут управляться по MIDI в реальном времени, что значительно расширяет границы его универсальности.
Для использования арпеджиаторного объекта вы должны расположить его в пути прохождения MIDI-сигнала и приложение Logic Pro должно быть запущено. (По техническим причинам, арпеджиатор сбрасывается в началах циклических переходов).
Как правило, вы должны назначить арпеджиатор на аранжировочный трек и подсоединить кабелем его выход к инструменту. Конечно же, вы можете вставлять его в пути прохождения MIDI-сигнала там, где это вам нужно.
После установки арпеджиатора, вы можете использовать его для игры вживую по MIDI-входу или для воспроизведения MIDI-региона. Вы можете также записать выход арпеджиатора, соединив его кабелем с объектом Sequencer Input (Вход секвенсера). Если вы делаете это, убедитесь, что вы либо записываете на треке без выхода, либо разорвите соединение арпеджиатора с MIDI-выходом. (Как это сделать, будет рассказано далее — прим. MacSound.ru).
Блок параметров объекта Arpeggiator
Блок параметров арпеджиатора содержит следующие параметры:
•Direction (Направление): Определяет направление проигрывания арпеджиируемых аккордов. На ваш выбор предлагаются следующие установки:
•Up (Вверх): От самой нижней ноты до самой высокой.
•Down (Вниз): От самой высокой ноты до самой нижней.
•Up/Down (Вверх/вниз): Вверх и вниз; самая высокая и самая низкая ноты повторяются.
•Auto (Автоматически): Вверх или вниз, в зависимости от того, нажимается ли вторая нота аккорда до или после первой ноты аккорда.
•Up/Down2 (Вверх/вниз2): Вверх и вниз; самая высокая и самая низкая ноты не повторяются.
•Random (Случайно): Ноты проигрываются в случайном порядке.
•All (Все): Все ноты проигрываются одновременно (удобно при включенном параметре повторения Repeat).
•Velocity (Скорость нажатия): Определяет значения скорости нажатия для арпеджиируемых нот. Предлагаемые варианты установок:
•От 1 до 127: Фиксированное значение скорости нажатия.
•Original (Исходное): Сохраняются значения скорости нажатия записанных нот.
•Random (Случайно): Случайный выбор значения скорости нажатия в диапазоне от 1 до исходного значения.
•Key Limit (Ограничение по клавиатуре): Определяет высотный диапазон для аккордного арпеджирования. Любые ноты аккорда за пределами этого диапазона пропускаются непосредственно на выход. Это удобно, если вы хотите сыграть соло выше, или сыграть басовую партию ниже арпеджиируемого аккорда.
•Resolution (Разрешение): Устанавливает ритмическое нотное значение (скорость в нотных делениях) для арпеджио. Установка None (Ни один из вариантов) деактивирует арпеджиатор.
•Length (Длительность): Определяет длительность арпеджиируемых нот. Установка Original (Исходная) сохраняет длительности входящих (или записанных) нот.
•Snap To (Привязать к): Если это значение не установлено на None (Ни один из вариантов), арпеджиатор ждет, когда Logic Pro достигнет следующего указанного нотного деления прежде, чем запустить арпеджио. Это полезно для ритмической синхронизации арпеджио с другими MIDI-данными.
•Repeat (Повтор): Выбор этой опции продолжает проигрывание арпеджио, пока нажат аккорд. Если опция не выбрана, арпеджио проигрывается только один раз.
•Octaves (Октавы): Арпеджио может быть повторено в пределах от 1 до 10 октав.
•Crescendo (Крещендо): Значение скорости нажатия, установленное здесь, добавляется при каждом повторении арпеджио (если параметр повтора Repeat включен).
•Controller Base (Базовый номер контроллера): Все десять параметров арпеджиаторного объекта могут управляться событиями MIDI-контроллеров непрерывного действия (MIDI CC). Параметр Controller Base определяет контроллерный номер для первого из параметров — Direction (Направление). Другие параметры контролируются последующими за ним контроллерными номерами.
Если параметр Controller Base установлен на Off (Выкл.), MIDI-управление арпеджиатором отключено.
Запись арпеджиаторных нот и сведение в оффлайн-режиме арпеджиаторных регионов в Logic Pro 9
Если вы когда-либо использовали встроенный в Logic Pro арпеджиатор, вы, конечно же, знаете, что сделать сведение арпеджиаторных регионов по месту (bounce-in-place) в аранжировке просто невозможно. Однако, внимательно изучив описание объекта Arpeggiator в Руководстве пользователя приложением Logic Pro 9, мы все же попробуем сделать это.
1В вашем текущем проекте откройте окно Environment (Оборудование), выбрав в главном меню Window > Environment (или используя клавиатурную команду Command-8).
2В левом верхнем углу окна Environment в списке слоев выберите тот слой, в котором размещен объект программного инструмента (например, Inst 1), который вы хотите арпеджиировать. По умолчанию это слой Mixer (Микшер).
3В локальном меню выберите New > Arpeggiator (Арпеджиатор) и соедините выход вновь созданного объекта (Arpeggiator) со входом объекта Inst 1, натащив виртуальный кабель из «разъема» в правом верхнем углу арпеджиаторного объекта на левый край объекта Inst 1.
4Перейдите в область аранжировки, создайте новый трек и назначьте его на созданный вами объект (Arpeggiator) одним из следующих способов:
•Щелкните по заголовку трека правой кнопкой мыши и выберите Reassign Track > Mixer > (Arpeggiator).
•Удерживая нажатой клавишу Command, натяните объект (Arpeggiator) из окна Environment на заголовок трека, выбранного вами в области Arrange.
•В окне Environment выберите инструмент MIDI Thru Tool (Инструмент назначения MIDI) и щелкните им по объекту (Arpeggiator). Объект (Arpeggiator) назначится на выделенный вами в области Arrange трек.
Примечание: Вы можете просто перетащить объект (Arpeggiator) в трековый список области аранжировки. Появится диалоговое окно, спрашивающее вас: «Create new tracks for Environment objects?» («Создать новые треки для объектов Environment?»). Нажмите кнопку Create (Создать) и в области аранжировки появится новый трек (Arpeggiator).
5В области аранжировки выделите трек (Arpeggiator), запустите воспроизведение проекта и выполните нужные настройки в блоке параметров арпеджиаторного трека (в левой части окна Arrange). Остановите воспроизведение проекта.
6Запишите нужную последовательность аккордов на треке (Arpeggiator). Если потребуется, отредактируйте полученный MIDI-регион.
Теперь представьте себе такую ситуацию. Вам нужно отнести свой проект к кому-то, у кого нет установленного Logic Pro или инструмента, который играет у вас арпеджио. А вы в своей песне хотите слышать арпеджио именно в таком виде, в каком вы его сделали. В этом вам может помочь функция сведения регионов по месту bounce-in-place. Но... По техническим причинам мы не можем это сделать напрямую. И как нам быть? Мы прочитали в Руководстве пользователя, что в окне Environment нужно создать еще один объект — объект секвенсерного входа Sequencer Input. По сути, это —прямой MIDI-вход в Logic Pro. Итак, внимательно выполняем следующие действия:
7В локальном меню выберите New > Sequencer Input (Секвенсерный вход).
8Возьмите второй выходной разъем виртуального кабеля из правого верхнего угла объекта (Arpeggiator) и натяните его на вновь созданный объект (Sequencer Input).
9Вернитесь в окно аранжировки, выделите трек инструментальной канальной линейки (ни в коем случае не трек арпеджиатора!), включите на нем кнопку готовности к записи Record Enable и нажмите кнопку записи Record.
10 Замьютируйте арпеджиаторный трек и слушайте воспроизведение записанных вами арпеджиаторных нот на треке программного инструмента! Если хотите, вы можете внести туда любые нужные вам изменения.
11 Нам осталось только свести по месту выделенный MIDI-регион и получить его в виде аудиофайла. Убедитесь, что в области аранжировки по-прежнему выделен только что записанный регион, щелкните по кнопке Bounce Regions in Place в инструментальной панели окна Arrange (или в локальном меню выберите Region > Bounce Regions in Place, команда по умолчанию: Control-B). В появившемся диалоговом окне выберите название для нового региона (если потребуется, произведите все остальные настройки) и нажмите OK.
Logic Pro произведет сведение выделенного региона в стерео аудиофайл, создаст под выделенным инструментальным треком новый трек, положит на этот трек аудиорегион сведенного аудиофайла (который вы можете увидеть во вкладке Audio Bin) и замьютирует MIDI-регион на инструментальном треке.
Вот теперь вы можете скопировать новый арпеджиаторный регион из папки проекта на флэшку или внешний жесткий диск, или же просто отправить его своим друзьям по электронной почте.
И все же, как-то непонятно звучит вторая часть фразы из Руководства пользователя: «Вы можете также записать выход арпеджиатора, соединив его кабелем с объектом Sequencer Input (Вход секвенсера). Если вы делаете это, убедитесь, что вы либо записываете на треке без выхода, либо разорвите соединение арпеджиатора с MIDI-выходом.»
Что означает «записываете на треке без выхода»? Помимо уже известных нам аудиотреков, треков программных инструментов и треков внешних MIDI-устройств, в Logic Pro существуют треки без выхода — треки No Output. Изначально они предназначались для использования их в качестве визуальных разделителей в области аранжировки (которые не «отжирают» ресурсы процессора), а также, для хранения на этих треках различной MIDI-информации: MIDI-регионов с информацией SysEx, различных вариантов барабанных и басовых рисунков, и так далее.
В нашем случае, когда выходы объекта (Arppeggiator) соединены и с программным инструментом, и с MIDI-входом Logic Pro, пока мы не включаем воспроизведение или запись, входной сигнал с MIDI-клавиатуры не обрабатывается объектом (Arpeggiator) и мы просто слышим нажимаемые нами аккорды. При включении воспроизведения проекта, уже записанный на арпеджиаторном треке MIDI-регион с аккордами будет обрабатываться арпеджиатором без каких-либо проблем, а вот если мы попытаемся нажать ноты на MIDI-клавиатуре, образуется обратная связь (feedback) и нажатые нами ноты (поступающие через Sequencer Input) будут звучать до тех пор, пока (Arpeggiator) поочередно не отключит их звучание нотными сообщениями Note Off (вы можете убедиться в этом, поэкспериментировав на значениях скорости арпеджиатора четвертными или половинными нотами).
Чтобы избежать обратной связи при дополнительной записи новых арпеджиаторных аккордов, надо либо беззвучно записать их на треке No Output (и затем перетащить на арпеджиаторный трек), либо удалить кабель, соединяющий второй выход объекта (Arpeggiator) с объектом (Sequencer Input).
Чтобы переназначить существующий трек на трек No Output
๏В области аранжировки правой кнопкой мыши щелкните по заголовку трека и выберите Reassign Track > No Output (Без выхода).
Внимание! При удалении кабеля ни в коем случае не удаляйте объект (Sequencer Input), иначе вы лишитесь MIDI-входа в Logic Pro.
Это связано с тем, что в проекте Logic Pro объект Sequencer Input может быть только в единственном экземпляре. Об объектах Sequencer Input и Physical Input мы поговорим в следующей, пятой части серии статей Environment. Работа с объектами.
Copyright © 2009 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2013 Перевод Алексей Алимкин.
четверг, 23 мая 2013 г.
LP9 #35: Environment. Работа с объектами. Часть IV
OBJECT (ОБЪЕКТ)
В Logic Pro это общий термин, относящийся к графическим представлениям элементов в Environment (Оборудовании). Каждое соединение между Logic Pro и студийными MIDI-устройствами представлено объектом, и объекты могут использоваться для создания и обработки MIDI- и аудио-данных.
Copyright © 2013 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.