Copyright © 2013 Алексей Алимкин
Краткое содержание: Простой и быстрый способ создания серии маркеров со структурой песни (куплет, припев, проигрыш и так далее) в проекте приложения Logic Pro.
Q&A #14: Logic Pro. Быстрый метод создания маркеров со структурой песни
Мы с вами уже рассматривали различные способы создания маркеров как здесь, так и на нашей странице В КОНТАКТЕ. И все же вопрос, заданный Андреем, напомнил нам о самой первой статье MacSound.ru, которая канула в Лету вместе с содержимым жесткого диска, и в которой рассказывалось о быстром способе создания серии маркеров с песенной структурой. Поскольку данный вопрос так или иначе касается практически всех музыкантов, мы решили восстановить эту статью в разделе ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.
Подскажите способ быстрого создания в лоджиковском проекте серии маркеров с разметкой песни: вступление, припев, куплет, проигрыш и так далее! И еще — как их раскрасить в разные цвета? Спасибо, Андрей.
Как только появились первые компьютерные программы-секвенсоры, позволявшие производить в них запись MIDI-информации, музыканты сразу же озаботились проблемой удобной разметки своих нетленных произведений. Естественно, не будешь же каждый раз искать, где у тебя первый куплет, а где третий? Конечно, многие записывали эту важную информацию на клочках бумаги, которые в процессе работы над песней имели склонность к бесследному исчезновению. Имя новатора, которому в голову пришло использовать для разметки песни трек с пустыми регионами, затерялось «во глубине веков», но многие до сих пор используют этот «дедовский» метод.
Так давайте же рассмотрим опыт наших предков!
В верхней части аранжировочной области проекта создается один «лишний» трек, на котором располагаются пустые регионы с названиями частей песни — вступление, куплет, припев и так далее — и, для большего удобства, эти регионы дополнительно раскрашиваются в разные цвета. Когда вам требуется перейти к какой-то определенной части (например, ко второму куплету), вы выделяете нужный регион и применяете нужную вам клавиатурную команду: либо Play from Selection (Играть с выделенного — сочетание клавиш Shift-Enter), либо Go to Selection Start (Перейти в начало выделенного — сочетание клавиш Shift-Return).
Чтобы каждый раз не тратить время на создание и переименование регионов (а так же их раскраску), музыканты стали использовать один и тот же проект для разработки всех своих последующих произведений, просто запуская уже готовую песню, и сохраняя ее с другим именем, предварительно удалив все ненужные регионы и треки. Лишь немногие, сделав правильный шаблон, архивировали его и для своих новых песен каждый раз доставали этот шаблон из архива. У остальных же постепенно в проектах накапливались ошибки, которые усугублялись с каждым новым его пересохранением на флоппи-диск или на жесткий диск.
Благодаря тому, что в Logic Pro имеется глобальный маркерный трек, мы можем воспользоваться наработками, описанными выше, для быстрого создания серии маркеров с нужной нам структурой песни.
Быстрый метод создания серии маркеров
Чтобы приступить к выполнению нашего упражнения, необходимо придумать какую-нибудь структуру песни*. Например, вот такую:
•Intro 1 (Вступление 1)
•Intro 2 (Вступление 2)
•Verse 1 (Куплет 1)
•Pre-Chorus (Пред-припев)
•Chorus 1 (Припев 1)
•Verse 2 (Куплет 2)
•Solo (Соло)
•Chorus 2 (Припев 2)
•Bridge (Бридж)
•Chorus 3 (Припев 3)
•Chorus 4 (Припев 4)
•Outro (Кода)
* Более подробную информацию об элементах структуры современных песен вы можете узнать из статьи Песенная структура в популярной музыке.
В общей сложности у нас с вами получилось два вступления, два куплета, четыре припева, пред-припев, соло, бридж и кода. Это означает, что нам нужно создать в проекте 12 пустых MIDI-регионов, правильно назвать их и так же правильно расположить на одном из треков области Аранжировки.
Чтобы выполнить данное упражнение
1Запустите приложение Logic Pro и в окне шаблонов New выберите пустой проект Empty Project.
2Количество треков Number оставьте 1, тип трека Type — Audio, снимите галочку с флажка Library и щелкните по кнопке Create (Создать).
Примечание: Несмотря на то, что для выполнения нашей задачи подходит трек любого типа, необходимо приучать себя к порядку, выполняя даже самые простые упражнения. В нашем случае, чтобы не задействовать лишний объект в среде Environment (будь то канальная линейка аудио- или же инструментального трека) и не создавать дополнительную нагрузку на процессор компьютера, нужно просто переназначить только что созданный нами трек на трек No Output, трек, не имеющий никакого выхода.
3Сохраните проект с любым именем, например, Markers, выбрав File > Save (или применив команду Command-S).
4Щелкните правой кнопкой мыши по заголовку трека (или левой, удерживая нажатой клавишу Control) и в появившемся меню выберите Reassign Track > No Output (Переназначить трек > Без выхода).
Примечание: В этом упражнении мы постараемся использовать все имеющиеся у нас знания. Если кому-то из вас не нравится значок-иконка трека No Output, вы можете заменить ее на свою собственную способом, который описывается в статье TNT #5: Создаем свои собственные иконки для Logic Pro 9.
5Переименуйте трек, дважды щелкнув в заголовке по его текущему названию Audio 1 и введя новое название, например, Structure.
6В такте 3 создайте на треке пустой однотактовый MIDI-регион с помощью инструмента Pencil (Карандаш) или выбрав команду Create Empty MIDI Region (Создать пустой MIDI-регион) в контекстуальном меню, которое появляется при щелчке на треке правой кнопкой мыши.
В третьем такте трека создался один однотактовый регион, получивший название трека Structure.
7Увеличьте длину региона до 8 тактов, потянув за его правый нижний угол.
Вы помните, что наша песня состоит из 12 частей. Поэтому, нам нужно создать еще 11 регионов.
8Убедитесь, что регион Structure по-прежнему выделен. В локальном меню окна Arrange выберите Region > Repeat Regions... (Повторить регионы...) или воспользуйтесь клавиатурной командой Command-R.
9В появившемся диалоге Repeat Regions/Events (Повторить регионы/события) установите следующие параметры:
•Number of Copies (Количество копий): 11
•Adjustment (Расположение): Auto (Автоматически)
•As (Как): Copies (Копии)
Для завершения операции копирования щелкните по кнопке OK.
Трек Structure теперь содержит 12 восьмитактовых регионов, расположенных точно друг за другом (встык).
Теперь нам нужно переименовать регионы, расположить их в нужном порядке, изменить их длину и цвет, приведя все эти параметры в соответствие со структурой нашей песни.
10 Выделите первые два региона. Пользуясь инструментом Text (Текст), щелкните по первому региону и введите название Intro 1. Нажмите клавишу Enter.
Названия треков изменились, соответственно, на Intro 1 и Intro 2.
Примечание: Если вы хотите оставить цифры в конце названия регионов неизменными, например, E.Piano 88, для этого, перед завершением операции поименования, вам достаточно будет ввести в название пробел после последней цифры.
11 В локальном меню окна Arrange выберите View > Colors... для вызова цветовой палитры (команда по умолчанию: Option-C). Убедитесь, что оба региона по-прежнему выделены и щелкните по квадратику с понравившимся вам цветом.
Повторяя шаги 10 и 11, переименуйте и покрасьте оставшиеся регионы следующим образом:
•Выделите следующие 2 региона, инструментом Text введите название Verse 1. В результате получатся регионы куплетов Verse 1 и Verse 2. Раскрасьте их.
•Выделите 4 региона и назовите первый из них Chorus 1. Получатся регионы припевов Chorus 1, Chorus 2, Chorus 3 и Chorus 4.
•Оставшиеся регионы по одному переименуйте в Pre-Chorus, Solo, Bridge и Outro.
•Раскрасьте их по своему желанию.
Для того, чтобы изменить размеры регионов и расставить их в нужном порядке, не нарушая их слитного расположения друг за другом (встык), нам потребуется изменить режим перетаскивания регионов, выбрав один из режимов тасования Shuffle L или Shuffle R.
Примечание: Более подробную информацию вы можете получить из статьи Q&A #12: Использование режимов перетаскивания.
12 В правом верхнем углу области Arrange в локальном меню Drag (Перетаскивание) выберите режим Shuffle L (Тасование с сохранением левой позиции).
13 Поочередно измените длину регионов Intro 1, Intro 2, Pre-Chorus и Brifge до 4 тактов, потянув влево за их правые нижние углы.
Обратите внимание: как только вы прекращаете изменять размер региона, все регионы с правой стороны перемещаются на количество сокращенных вами тактов, тем самым убирая возникший в проекте промежуток.
Давайте произведем правильную расстановку регионов, пользуясь возможностями, предоставляемыми нам режимами тасования Shuffle.
14 Натащите регион Pre-Chorus на регион Verse 2 и отпустите кнопку мыши.
Регион Pre-Chorus расположился между регионами Verse 1 и Verse 2, сместив вправо все расположенные справа от него регионы на свою собственную длину.
Действуя таким же образом, расположите все регионы в нужном вам порядке. После этого верните режим перетаскивания регионов в положение Overlap (С наложением). Этим вы оградите себя от возможных сюрпризов во время последующей аранжировки (расстановки в проекте) уже реальных аудио- и MIDI-регионов.
Нам осталось только создать маркеры, используя имеющиеся у нас регионы со структурой песни. Мы попытаемся сделать это, минуя открытие глобального маркерного трека.
15 Щелкните по заголовку трека Structure, чтобы выделить все имеющиеся на нем регионы.
16 Убедитесь, что все регионы выделены и примените клавиатурную команду Create Marker by Regions (Создать маркеры с помощью регионов), по умолчанию: Command + клавиша со стрелкой вверх.
Маркеры созданы и отображаются в нижней части Тактовой линейки.
Примечание: Если у вас открыт глобальный трек Marker, для этой же цели вы можете использовать нажатие кнопки создания маркеров From Regions (По регионам).
После того, как вы создадите в проекте дополнительные треки, вы можете удалить созданный нами вспомогательный трек Structure вместе со всеми расположенными на нем регионами.
Вы всегда можете ввести дополнительные части в структуру своей песни (или удалить ненужные), изменить длину и цвет маркеров, используя глобальный маркерный трек или вкладку Marker (Маркеры) в области Lists (Списковые редакторы).
Несколько практических советов
•При выключенном показе глобального маркерного трека маркеры отображаются в нижней части Тактовой линейки. Для удобства навигации по проекту вы можете использовать Command-щелчок по нужному вам маркеру для мгновенного переноса курсора воспроизведения в начало этого маркера.
•При Command-щелчке во вкладке Marker происходит не только перемещение курсора воспроизведения в начало этого маркера, но также и установка позиций левого и правого локаторов по границам этого маркера.
•Если вы создали какой-то маркер случайно, для его удаления просто потяните его вниз с Тактовой линейки, удерживая нажатой клавишей Command. Или установите над над ним курсор воспроизведения и воспользуйте командой удаления маркера Command + клавиша со стрелкой вниз.
•Используйте глобальный маркерный трек или вкладку Marker для изменения позиции и размера нужного маркера. Если во вкладке Marker в колонке длительности маркеров Lenght вы установите длину какого-либо маркера равной 1 тику (0 0 0 1), этот маркер получит «бесконечную» длину.
•Использование клавиш со стрелками влево и вправо в сочетании с одновременно нажатыми клавишами Option и Command устанавливает позиции левого и правого локаторов, соответственно, по границам предыдущего или последующего маркера и автоматически включает режим Cycle (Цикл).
•В глобальном маркерном треке для перемещения позиции границы соединения двух маркеров (без изменения их общего местоположения) вы можете использовать возможность превращения курсора мыши в инструмент Joint (Соединение) при установке курсора мыши в верхней части границы соединения двух маркеров. Пользуясь инструментом Joint, просто передвиньте границу в ее новое местоположение.
Copyright © 2009 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2013 Алексей Алимкин.
суббота, 26 января 2013 г.
Q&A #14: Logic Pro. Быстрый метод создания маркеров со структурой песни
ЧАВО, ЧЗВ, FAQ, F.A.Q.
Акроним от англ. Frequently Asked Question(s) — часто задаваемые вопросы, произносится «фак», «фэк», «фэкс», «эф-эй-кью» — собрание часто задаваемых вопросов по какой-либо теме и ответов на них.
Copyright © 2013 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.