Copyright © 2010 Перевод Алексей Алимкин
Все мы знаем, что большинство песен состоят из куплетов и припевов. В них также бывают инструментальные соло. У песен есть вступление и кода, финал. Но так ли хорошо мы знаем песенную структуру на самом деле? Потратив некоторое время на поиски в Интернете, мы посовещались и решили, что наиболее развернуто и подробно песенная структура освещается в статье Википедии Song structure (popular music). Поскольку в русском варианте Википедии аналогичная статья была по каким-то причинам удалена, мы решили сделать перевод и разместить его в разделе ВОКРУГ ЗВУКА. Итак...
Песенная структура в популярной музыке
Структуры или музыкальные формы песен в поп-музыке, как правило, являются составными, повторяющимися формами, такими как, например, строфная форма. В число других распространенных форм входят такие, как 32-тактная форма, куплетно-припевная форма и двенадцатитактовый блюз. Песни в популярной музыке довольно редко создаются с использованием разной музыки для каждой из текстовых строф песни (как говорится, песни, написанные таким образом, "написаны насквозь").
Куплет (verse) и припев (chorus) считаются основными элементами. Каждый из куплетов, как правило, имеет одну и ту же мелодию (возможно, с некоторыми незначительными изменениями), но текст песни меняется в большинстве из куплетов. Припев (или "рефрен") обычно является повторяющейся мелодической фразой с ключевой текстовой строкой. Поп-песни могут иметь вступление (introduction) и коду (coda или tag), но эти элементы не являются необходимыми для отождествления большинства из песен. В поп-песнях, состоящих из куплетов и припевов, часто наличествует бридж (bridge или мостик), который, как и предполагает его название, является частью, соединяющей куплет и припев в одном (или нескольких) месте в песне.
Куплет и припев, как правило, повторяются на протяжении всей песни, тогда как бридж, вступление и кода (также называемая "outro") обычно применяются однократно. Некоторые поп-песни могут иметь сольную часть (solo), особенно поп-песни рокового или блюзового направления. На протяжении сольной части один или более инструментов играют мелодическую линию, в которой может быть использована вокальная мелодия, либо (в песнях блюзового или джазового направления), соло могут быть импровизацией, основанной на гармонической последовательности.
Давайте подробно рассмотрим элементы, из которых может состоять структура современной популярной песни.
Элементы песенной структуры
Introduction — Вступление
Вступление (introduction или intro) — это уникальная музыкальная часть, ставящаяся в начале песни. Вступление обычно создает эффект напряженного ожидания для слушателя, и таким образом, следующая за ним сильная доля создает либо эффект расслабления, либо — удивления. В некоторых песнях вступление состоит из одного или нескольких тактов тонического аккорда (ключевого аккорда основной тональности песни). В качестве альтернативы, вступление может быть основано на аккордах, используемых в куплете, припеве или бридже, либо на серии аккордов "перевернутой" последовательности, которая может быть сыграна, например, как гармоническая последовательность аккордов I / VI / II / V ступеней (в частности, в поп-песнях джазового направления). В некоторых случаях вступление содержит только барабанные или перкуссионные партии, которые определяют ритм или грув для песни, либо вступление может состоять из сольной мелодии в исполнении солиста (или группы бэк-вокалистов), или — сыгранной инструментально.
Verse — Куплет
В популярной музыке куплет примерно соответствует поэтической строфе. Когда две или более частей песни имеют в основном одинаковую музыку и разные слова, каждая из этих частей рассматривается как один куплет.
Pre-Chorus — Пред-припев
Необязательная часть песни, которая может возникнуть после куплета, называется "pre-chorus" — "пред-припевом". Также называемый как "build" ("развитие") или "transitional bridge" ("переходный мостик"), пред-припев предназначен для соединения куплета и припева при помощи промежуточного материала, как правило, используя доминирующие или схожие с ними переходные гармонические функции. Часто, когда куплет и припев включают в себя одни и те же гармонические структуры, к примеру, пред-припев будет представлять новую гармоническую последовательность, с тем чтобы заставить повторное появление гармонии куплета в припеве казаться новым.
Chorus — Припев
Припев или "рефрен", часто резко отличается от куплета как по мелодии, по ритму, так и гармонически, и предполагает более высокий уровень динамики, часто с добавлением инструментов (например, духовая секция может играть педальную партию ("подушку") или бэк-вокалисты могут петь гармоническую партию). Припевная форма, или строфная форма, это повторяющий и/или дополняющий способ структурирования песни, основанный на повторении одной формальной части или блока.
Когда две или более частей песни имеют в основном одинаковую музыку и одинаковые слова, каждая из этих частей рассматривается как один припев.
Обычно припев подводит к следующему куплету, бриджу, либо им завершается песня. Хотя существует несколько способов сочинения текстов для припевных частей, поп-песни часто склонны к использованию простых слов в припеве, чтобы заставить припев быть более броским. И действительно, некоторые из простейших припевов состоят из простой фразы, такой как "е... е... е...". Вокализ является мелизматической вариацией в припеве песни. Главным образом он используется в конце или начале песни и добавляется в виде нового слоя поверх припева.
Bridge — Бридж (Мост)
При написании песен бридж является интерлюдией (вставкой), соединяющей две части песни и создающей гармоническую связь между этими частями. Бридж обычно отличается от куплета и припева по своей гармонической структуре (последовательности аккордов) и словам. В отличие от куплетных или припевных частей, бридж не всегда содержит песенный текст. Бридж может быть исполнен исключительно ритм-секцией, либо ритм-секцией и мелодическим инструментом (например, саксофоном).
До бриджа куплет обычно исполняется дважды. В этом случае бридж может либо заменить 3-ий куплет, либо следовать за ним, либо предшествовать ему. В последнем случае он задерживает ожидаемый припев. Поскольку слушатель ожидает начала припева, во время исполнения бриджа (и в случае, если бридж отличается по гармонии или тексту от припева), слушатель будет приятно удивлен в своих не оправдавшихся ожиданиях. Припев после бриджа, как правило, является последним и часто повторяется, чтобы подчеркнуть, что это — финал.
Если и когда ожидается либо куплет, либо припев, и что-то, музыкально и по тексту отличающееся и от куплета, и от припева, находится вместо этого на их месте, это более, чем вероятно является бриджем.
Collision — Коллизия (Противоречие)
Коллизия — это часть музыки, в которой две различных партии перекрывают друг друга, как правило, на короткое время. В основном она используется в быстро развивающейся музыке и предназначена для создания напряженности и драматизма. Например, в один из последних припевов песни композитор может подмешать музыкальные элементы из бриджа.
Instrumental Solo — Инструментальное соло
Соло — это часть песни, предназначенная для гитариста или исполнителя на губной гармонике, либо, что бывает реже, более, чем для одного музыканта (например, трубача и саксофониста). Сольная часть может быть основана либо на гармонии куплета, припева или бриджа, либо на стандартной гармонической последовательности для соло, такой, как 12-тактовая блюзовая прогрессия. В некоторых поп-песнях играются те же самые мелодии, которые были исполнены ведущим певцом, часто цветисто и с приукрашиваниями, такими как рифы, ладовые проходы и арпеджио. В поп-песнях блюзового и джазового направления, исполнители сольных партий могут играть импровизированное соло.
Outro (Coda) — Кода
Outro, также называемая "extro" — это короткая заключительная часть песни, и она эквивалентна коде (coda) или тэгу (tag). Самый простой тип outro просто повторяет несколько тактов тонического аккорда или использует "набор" аккордов многократно повторяющейся последовательности, такой, как последовательность аккордов II / V7 или I / IV / V7 ступеней. Outro может также основываться на гармонической последовательности одной из других частей (например, припева). В некоторых случаях, инструментальные солисты могут импровизировать во время outro. В некоторых стилях, таких как госпел или R&B, ведущий певец может во время outro импровизировать мелизматическими и ладовыми украшениями.
Break — Брейк (Сбивка)
Брейк — это инструментальная или перкуссионная часть, формирующая вставку во время звучания песни. В некоторых жанрах музыки брейк является синонимом инструментального соло, хотя обычно брейк отличается от соло тем, что во время брейка другие инструменты прекращают свою игру, в то время как во время соло они продолжают играть.
Ad Lib — Свободно (На усмотрение исполнителя)
От латинского Ad Libitum, "произвольно". Любые дополнительные музыкальные линии (одноголосные мелодии) вставляются между частями песни. Обычно, экспромтом повторяется ранее спетая тема, но в другом строе или тональности, а иногда это даже может быть разговором. На протяжении части, обозначенной Ad Libitum, ритм может быть более свободным (с ритм-секцией, следующей за вокалистом), либо ритм-секция может полностью остановиться, давая вокалисту (вокалистке) свободу использовать тот темп, какой он или она пожелают. Певец (певица) на свое усмотрение могут подать ad libitum материал, отсутствующий в оригинальной песне, такой, например, как восхищение родным городом слушающей концерт аудитории, или измененный в соответствии с событиями сегодняшнего дня текст песни. [Это не совсем точно. "Ad Lib" является синонимом импровизации. Это просто означает, что исполнитель свободно интерпретирует материал, содержащийся в песне].
Если вас интересует дополнительный материал по этой теме, вы также можете прочитать статью Александра Шульгина "Структуры успешных песен".
Copyright © 2010 Перевод Алексей Алимкин. Правка текста: Родион Газманов, Александр Андреев.
Copyright © 2010 Wikipedia® is a registered trademark of the Wikimedia Foundation, Inc., a non-profit organization.
16 июля 2010 г.
Песенная структура в популярной музыке
ПЕСНЯ
Наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Copyright © 2010 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.