Copyright © 2006-2009 Саша Виста
Возвращаемся к разговору о программе Melodyne компании Celemony (www.celemony.com). В предыдущей статье мы вкратце коснулись основных функций этой программы, а также особенностей её различных версий. Кстати говоря, разработчики этой программы недавно объявили на своем сайте о выходе очередной версии – на этот раз в качестве плагина. Теперь стало возможным ставить программу на вокальный или инструментальный трек непосредственно внутри вашей цифровой рабочей станции. Это конечно гораздо более удобно. Вместо того, чтобы метаться между окнами двух программ, теперь можно все время находиться в одном окне и заниматься более творческими задачами.
Позволю себе повториться по поводу того, для чего нужна эта программа. Мне кажется, что основная её задача, как это ни парадоксально, не состоит в коррекции неправильно спетых или сыгранных нот. Хотя соглашусь – если бы это была единственная функция, заложенная в программу, то она по-прежнему пользовалась бы огромным вниманием незадачливых музыкантов. Хотя современная музыкальная индустрия уже настолько глубоко погрузилась в … коммерческие дебри, что говорить о профессиональных качествах исполнителей стало как-то неловко. Я думаю, что Melodyne – это прежде всего испытательный полигон для творческих экспериментов, и только во вторую очередь – своего рода МЧС для спасения неправильно исполненного музыкального материала.
Тем не менее, давайте рассмотрим некоторые возможности программы на конкретных примерах. Для того, чтобы представить себе процесс работы в Melodyne более наглядно, мы решили сопроводить эту статью рабочими аудио-файлами, которые вы можете найти на диске, прилагаемом к этому номеру журнала.
В недавнем прошлом мне довелось поучаствовать в создании одного танцевального трека – композиции «Neverend» проекта DISCLAIMER. Вкладом с моей стороны послужило написание основной вокальной мелодии и её исполнение. Я решил использовать оставшиеся у меня в результате этой работы вокальные треки для демонстрации возможностей Melodyne и сразу же столкнулся с трудностями. Правда, к самой программе они не имели отношения. Дело в том, что мне кажется не самым удачным подходом к записи вокала следующая схема – записать как можно больше дублей, а потом сидеть и, поочередно отслушивая каждый из пятидесяти вариантов, выбирать в них наиболее удачные кусочки, а потом склеивать их в один полноценный дубль. Обычно, даже в случае с основной вокальной партией, я не записываю больше трех-четырех дублей для последующей редакции. А если речь идет о партиях бэк-вокала, то тут разговор особый. Поскольку такие партии строятся из нескольких мелодий, которые в свою очередь пропеты по нескольку раз (бывает так, что набирается до шести повторов одной мелодии), то было бы просто немыслимо пытаться составлять каждый такой трек из многочисленных предварительных дублей. Как правило, я пою каждый из таких треков поверх предыдущего варианта – и так до тех пор, пока меня не устроит результат. Поэтому найти файлы с какими-то очевидными ошибками оказалось непростым делом.
В случае с композицией, о которой идет речь, получилось так, что все вокальные партии в ней по сути являются партиями бэк-вокала, то есть там нет основной мелодии, как таковой. Соответственно, у меня было под руками по четыре дубля, составлявших каждую из мелодий. Я открыл и прослушал все эти дубли в поиске каких-нибудь неточностей – и кое-что нашел.
Рассмотрим первый пример. В одном из дублей нота второго слога всей фразы была слегка завышена, а снятие последней ноты было ритмически удачно, но нота была снята позже на четверть, чем это требовалось. На рисунке эти недочеты хорошо видны (рисунок 1). Их также можно услышать в аудио-файле «Audio 1». Первая ошибка легко исправляется инструментом «Edit Pitch». Просто стягиваем ноту пониже и всё. Причем, для того, чтобы нота не была привязана к сетке математически точной интонации, достаточно держать нажатой клавишу «Option» при перемещении ноты вверх-вниз. Здесь необходимо добавить – вовсе необязательно, что нота должна звучать наиболее правильно только тогда, когда она находится строго на соответствующей ей позиции (горизонтальной полоске в интерфейсе программы), которая отображает определенную ноту. Очень часто я сталкивался со случаями, когда идеальная интонация достигалась расположением изображения ноты несколько выше или ниже соответствующей ей позиции. Видимо, не так просто даже такой высококлассной программе как Melodyne со стопроцентной точностью определить все нюансы записанного музыкального материала. Но это к слову. Следуем дальше. Сделать ноту короче в программе Melodyne также не составляет большого труда. Для этот выбираем инструмент «Move Notes». Я намеренно не перевожу названия этих инструментов на русский язык, так как, я думаю, что в таком объеме английский язык всем доступен, тем более, что в самой программе эти названия отображаются именно по-английски. Так вот. Выбираем «Move Notes» и, захватив окончание ноты справа, передвигаем его влево до нужной точки. Теперь прослушайте аудио-файл «Audio 2». Здесь прекрасно слышно, что нота второго слога теперь звучит точнее, а длительность последней ноты стала короче на четверть. Всё это очень наглядно отображено в рисунке 2.
Переходим к следующему примеру. Вообще-то голос у меня не очень низкий. Сразу вспоминается тот анекдот про прослушивание в хоре: «А вы грубее можете?» Но тем не менее, проблема с низкими нотами для меня заключается в том, что в низком регистре я хуже различаю ноты при записи и хуже управляю собственным голосом. Пример такой ситуации находится в аудио-файле «Audio 3». Можно заметить, что вроде как все ноты на месте, но каждая из них недостаточно точно пропета. В случае с партиями бэк-вокала это даже лучше, так как это придает некую приятную разношерстность общему звучанию, тогда как очень точно спетые дубли в сумме дают ощущение просто включенного фленжера. Но, положим, мы – перфекционисты и хотим, чтобы всё звучало, типа, круто. Тогда берем инструмент «Edit Pitch», выделяем все ноты дубля сразу и дважды щелкаем на любую из нот. Вы увидите, как все ноты переместятся на ближайшие к ним точные интонационные позиции (рисунки 3 и 4). Немного механистично, но всё-равно классно. Разницу в звучании этой партии «до» и «после» можно услышать в аудио-файлах «Audio 3» и «Audio 4».
Другой пример. Предположим, вы – аранжировщик, вы создаете аранжировку для определенного произведения и у вас уже есть «мастеровые» треки основного вокала. Честно говоря, я предпочитаю петь окончательный вариант вокальных партий на готовую аранжировку, но, как говорится, – бывают разные ситуации. К примеру, все вокальные партии к альбому «Made in Heaven» группы QUEEN были естественно записаны задолго до того, как были сделаны аранжировки. Это неудивительно, поскольку легендарный Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) ушел из жизни в конце 1991 года, а сам альбом вышел в 1995 году. Поэтому петь ему приходилось поверх неких ритмических и гармонических каркасов. И вот, предположим, вы – Дэвид Ричардз (David Richards), звукорежиссер этого альбома, сидите с Брайаном Мэем (Brian May) и заканчиваете работу над аранжировками. Вдруг вам обоим приходит на ум идея, что вот здесь можно добавить изменение в гармонии и поменять один аккорд. Но последняя нота записанной вокальной партии диссонирует с этим аккордом. И тогда вы с легкостью изменяете эту ноту. Нечто похожее я проделал и в своем следующем примере – повысил последнюю ноту на один тон (рисунки 5 и 6). Хотя Melodyne прекрасно справляется с задачей понижения-повышения ноты, я бы всё-равно не стал экспериментировать с подобными изменениями, если они подразумевают диапазон изменений за границами кварты. Но в более щадящих режимах программа работает просто прекрасно. Для сравнения прослушайте аудио-файлы «Audio 5» и «Audio 6».
В следующем примере, опять же предполагая, что вокалист для нас по какой-то причине недоступен, мы попытаемся изменить динамику в уже пропетых нотах. В данном случае у нас есть дубль, все ноты которого спеты с примерно одинаковой громкостью. Но бывают случаи, когда некоторые ноты в дубле спеты либо слишком тихо по отношению к остальным нотам, либо слишком громко. Конечно, можно воспользоваться компрессором или лимитером. Но при выбранных больших значениях подобные приборы, как правило, выдают себя и их присутствие в звучании сигнала достаточно хорошо слышно. Мне приходилось сталкиваться с тем, когда профессиональные звукорежиссеры вместо использования таких приборов графически рисовали кривую громкости на динамически неровно спетых треках. То есть, говоря проще, автоматизировали необходимые изменения в громкости воспроизведения данного трека. В моем примере задача довольно простая – увеличить по восходящей линии общую динамику от ноты к ноте (рисунки 7 и 8). На рисунке 7 прекрасно видно, каким образом изменилась динамика спетых нот в графическом смысле. Стоит отметить, что при работе с треком «Neverend» в этом не было необходимости. Я произвел эти изменения в целях иллюстрации возможностей программы Melodyne. Чтобы изменить динамику ноты, мы выбираем инструмент «Edit Amplitude» и, нажав мышкой где-нибудь посередине ноты, изменяем её динамику, передвигая мышку вверх-вниз. Посредством этого же инструмента можно также изменять линию перехода одной ноты в другую, делая этот переход более плавным или более резким. Но об этом как-нибудь в другой раз. А пока проследите результаты изменения динамики в аудио-файлах «Audio 7» и «Audio 8».
Достаточно интересен сам смысл фразы, которая многократно повторяется в этом треке – «The User's Guide to Life», что в переводе на русский означает – «Руководство Пользователя для Жизни». Фраза не моя, поэтому имею полное право хвалить. Это в качестве отступления.
Следующий пример. Он как раз хорошо иллюстрирует возможности программы по практически полной реструктуризации мелодии, особенно если эти изменения не слишком значительны по высоте тона. Предположим, у нас имеется достаточно однообразная композиция в плане гармонии, которую мы не планируем менять. В этом случае, для придания свежести произведению ( и опять же – при отсутствии вокалиста в студии), мы можем полностью изменить любую мелодию. Технически это не сложно – просто передвигаем отдельные ноты вверх-вниз, пока нам не покажется, что получилось что-то стоящее (рисунки 9 и 10). Результат довольно убедительный. Причем настолько, что если бы я не знал, что я это не пел и мне бы поставили получившийся дубль – я бы не заметил подвоха. Посудите сами – сравните аудио-файлы «Audio 9» и «Audio10».
Следующая функция программы Melodyne ставит перед нами непростой вопрос – а зачем вообще на свете существуют бэк-вокалисты? Вопрос этот сложный и сам по себе, и по той причине, какую невеселую перспективу он рисует не только для вокалистов, но и для для других музыкантов-практиков. Дело в том, что программа позволяет не только видоизменять отдельно взятую партию голоса или инструмента, но и создавать свои собственные партии, просто пользуясь нотами из оригинальной партии как строительным материалом, которые становятся чем-то наподобие кирпичиков. А поскольку для создания новой партии можно скопировать существующую, тем самым сохранив её в первозданном виде, то таким образом «наши брюки превращаются в элегантные шорты». А в случае с одной вокальной партией в наличии мы можем получить из неё целый хор поющих клонов. Причем такая функция Melodyne, как «Add random offset to pitch center», позволит придать каждой из вновь созданных партий незначительные отклонения в интонации, что создаёт ощущение дублей, спетых в разное время. Но мы пойдём простым путем – создадим тривиальную терцию к существующему голосу (рисунок 11). Самое забавное то, что даже просто перетягивая партию в другое место, всё-равно попадаешь нотами в выбранную тональность. Такая возможность в программе предусмотрена. Это же просто космос!!! Насладитесь идеально «пропетой» терцией в аудио-файле «Audio11». Оригинальный голос поёт ниже, а клонированный – выше.
И последний экзерсис на этот раз. Превращаем живого человека в робота. А это проще простого – надо всего лишь уничтожить любую естественную вибрацию в голосе. В программе Melodyne и это несложно. Для этой цели выбираем инструмент «Pitch Modulation», селектируем все нотки и начинаем опускать волнистую линию, которая отображает вибрацию голоса. Опускаем её до тех пор, пока она не превратится в прямую линию на всех нотах (рисунки 12 и 13). И всё – робот готов. То есть, получается, что отсутствие «жизни» в голосе – это отсутствие вибрации. По крайней мере – среди прочего. Проверьте результат в аудио-файлах «Audio 12» и «Audio13». Но вибрацию можно и добавлять – всё зависит от вкуса и поставленной задачи.
На этом этапе мои рабочие файлы из трека «Neverend» закончились. Но как говорил герой Олега Янковского в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» – «но это еще не всё». Да, не всё. Программа Melodyne таит в себе еще много интересного. В этой статье удалось коснуться только самых очевидных её функций. Причем, принимая во внимание первую вводную статью, – со второго раза. Но это не беда. Наверное многие обратили внимание, как в наш речевой обиход неожиданно просочилось слово «услышимся», очевидно, по аналогии со словом «увидимся». Принимая во внимание незавершенность темы, предлагаю пойти еще дальше и изобрести новое слово, которое отвечало бы особенностям печатной продукции – «учитаемся». Итак, – до новых встреч.
Copyright © 2009 Sasha Vista. All rights reserved.
Copyright © 2009 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.
7 августа 2009 г.
Melodyne: Part Two или Партия Вторая