Copyright © 2010 Перевод Алексей Алимкин
Помимо всех своих неисчислимых регалий в мире грамзаписи, Хольгер Лагерфельд также известен своими экспериментами на ретро-компьютерной сцене, особенно тем, что использовал компьютер Commodore 64 для изготовления чиптюновых* ремиксов, которые использовались в эфире радиостанции SLAY Radio.
* Чиптюн (от англ. chiptune) — музыка, в которой звук синтезируется аудио-чипом компьютера или игровой приставки в реальном времени, обычно моделями ранних поколений, а не использованием набора музыкальных сэмплов, записанных при помощи аудио-устройств.
Внимательно прочитайте советы Хольгера Лагерфельда, которые он опубликовал на форуме музыкальных компьютеров сайта gearslutz.com и старайтесь придерживаться их как во время аранжировки, так и при микшировании своих музыкальных произведений.
Громкость при продюсировании и микшировании музыкального материала.
Профессиональные советы Хольгера Лагерфельда.
Вопрос о том, как добиться максимальной энергии и громкости звучания при продюсировании и микшировании музыкального материала, похоже, возвращается снова и снова, поэтому я изложил здесь некоторые рекомендации.
В порядке своей значимости:
1. Аранжировка
Когда группа выступает перед вами в реальной жизни, то чем больше инструментов вы добавите в группу, тем громче будет звучать музыка. Это происходит потому, что в реальной жизни максимальный уровень громкости не ограничен. Таким образом, «больше» — это действительно «больше».
А в вашем секвенсоре — «меньше» это «больше». Чем больше будет разных партий, одновременно играющих в вашей песне, тем меньшим будет запас по уровню громкости (headroom) до наступления перегрузки общей шины.
Это означает, что вы должны понижать общий уровень всякий раз, когда добавляется еще один инструмент, играющий одновременно с другими инструментами.
Думайте о своей музыкальной аранжировке, как о разговоре инструментов друг с другом, а не как о ссоре, когда все они пытаются говорить одновременно.
Короткий совет: Для достижения своей цели пользуйтесь как можно меньшим количеством (играющих одновременно) инструментов.
2. Подбор звуков и качество записи
Некоторые виды звуков обладают бóльшей природной энергией, чем другие. Это связано с сочетанием нескольких факторов, таких, как частотный баланс, атака или затухание звука, фазовые соотношения, гармоники, искажения, естественная компрессия и так далее.
Устраняйте возникновение любых проблем, начав с источника звука. Если в песне есть синтезатор, который звучит очень ярко или имеет ярко выраженный резонанс, исправьте это в синтезаторе регулировкой фильтра, резонанса или параметра velocity (скорости нажатия клавиш). Если у вас имеется возможность, не откладывайте это до стадии микширования!
Вы не можете сделать из дерьма конфетку. Я слышу ваше возражение: "Но вы можете отшлифовать его до блеска!" Тем не менее, в большинстве случаев лучше было бы потратить небольшую часть своего времени либо на поиск подходящего сэмпла или синтезаторного патча, либо на улучшение записи, занявшись настройкой микрофонов, преампов, выбором позиций для записи или подгонкой акустики помещения.
Короткий совет: Тратьте 3/4 своего времени на поиск или запись правильного звука в музыкальной партии, и лишь 1/4 — на его микширование, но не наоборот.
3. Микширование
Достижение микса с высокой энергией является комбинацией обращения к некоторым из очень насущных проблем, таким как балансировка относительных уровней, частотные характеристики и динамический контроль. Но это также еще и вопрос "заморочки головы" способом, каким наши уши или мозг интерпретируют звук, то есть, вопрос психоакустики.
Хорошая неабстрактная живопись обладает точкой концентрации —фокусом, и в вашем миксе должна быть такая же точка. Подобно тому, как глаза зрителя постоянно тяготеют к просмотру определенных частей картины, точно так же и уши слушателя должны сосредотачиваться на том, что является наиболее важным в миксе. Удостоверьтесь, что вы располагаете музыкальный материал в своем миксе в порядке его значимости, и беспорядка у вас станет меньше. Это также поможет вам достичь и большего воздействия.
Это не учебник по микшированию и некоторые из этих пунктов могут казаться вполне очевидными, но все-таки, давайте начнем:
‣Пользуйтесь эквалайзером для удаления ненужных частот, съедающих запас по уровню громкости, например, сверх-низких частот. Занимайтесь корректировкой каждого из звуков до тех пор, пока он не зазвучит хорошо, но при этом помните, что основной вашей задачей является то, как он при этом будет звучать во всем миксе в целом.
‣Причиной взаимодействия звуков друг с другом является изменение фазовых соотношений. Именно поэтому вы не можете делать микширование инструментов в соло-режиме, а затем добавлять треки один за другим. Обратите внимание на фазовые сооотношения и поэкспериментируйте с переключением полярности наслаивающихся друг на друга инструментов. Поэкспериментируйте со сдвигом треков по таймингу в миллисекундах или сэмплах, чтобы добиться наилучшего фазового соотношения. Это могло бы обеспечить одновременно и некоторый дополнительный запас по уровню сигнала (headroom), и энергичность звучания.
‣Вы можете применять компрессор как для формирования звука (добавления или уменьшения плотности), так и для того, чтобы сделать сигнал более устойчивым по уровню. У вас может быть несколько компрессоров, подключенных последовательно или параллельно, у каждого из которых имеется свое собственное определенное предназначение. Параллельная компрессия — отдельный предмет для разговора, информацию о которой вы можете поискать в Google, либо вы можете воспользоваться функцией поиска, имеющейся в этом форуме.
‣Пользуйтесь brickwall-лимитером* или даже клиппером (отсекателем сигнала) для управления транзиентами (очень короткими и громкими пиками), но будьте очень осторожны, чтобы при этом не “съелась” вся энергия. Используйте лимитер завершающим элементом в цепи прохождения вашего сигнала в каждой канальной линейке или подгруппе. Хотя не все из треков требуют лимитирования.
‣Компрессируйте или лимитируйте группы треков на таких шинах, как барабаны, гитары, клавишные инструменты, партии бэк-вокала, “подушки” и так далее. Выводите/направляйте целиком (а не через посылы) треки на шину и суммирующую обработку. Это может сделать группы инструментов более пластичными и поможет поддерживать запас по уровню сигнала, а также увеличить громкостной потенциал.
‣Используйте управляемое внешним сигналом компрессирование (sidechain) для автоматического "ныряния" баса во время ударов басового барабана ("бочки"). При очень аккуратном применении оно может быть почти неслышным, но при этом сохранит в миксе несколько децибел запаса по уровню сигнала. При чрезмерном использовании этот прием может применяться в качестве эффекта подкачки, который вы слышите в танцевальной музыке. Такая уловка может быть полезной во многих музыкальных стилях, включая поп-музыку, R&B, рок и электронную музыку.
‣Используйте управляемое внешним сигналом компрессирование для автоматического "ныряния" эффекта задержки (delay) во время воспроизведения исходного звука. Принцип схож с вышеупомянутой уловкой, но в этом случае компрессор ставится на шину задержки сразу после эффекта задержки. Управление внешним сигналом (sidechain) привязывается к номеру трека исходного сигнала, например, вокалу. Бóльшая ясность и меньший беспорядок увеличивают потенциал микса во многих частях его звукового пространства.
‣Регулируйте пред-задержку (pre-delay) ваших ревербераторов. Слишком быстрая пред-задержка может «замылить» звук. Слишком долгая — и все может зазвучать грязно. Получение правильной пред-задержки означает бóльшую энергию в оригинальном звуке, а в качестве бонуса вы можете использовать меньше реверберации. И то, и другое приводит к более читаемому миксу и большей потенциальной громкости.
4. Мастеринг
Настоящие энергия и громкость достигнуты, как это описано в вышеупомянутых трех пунктах. Хороший мастеринг усиливает это, но довольно редко существует возможность добиться высокой энергии во время мастеринга, если ее там не было с самого начала.
Мастеринг — это отдельная тема, которую я не собираюсь обсуждать здесь подробно. Я написал статью Mixdown for Mastering (Сведéние для мастеринга), которую вы можете выгрузить в формате PDF отсюда: Mastering FAQ | Download Mixing Tips PDF. Red Book, ISRC.
Я также написал следующий документ: Guide to Levels in Digital Audio (Руководство по уровням сигналов в цифровом звуке), в котором описываются более технические аспекты некоторых вещей.
Holger Lagerfeld (Хольгер Лагерфельд)
* Brickwall-лимитер (от англ. brickwall — кирпичная стена) — лимитер, настроенный с таким высоким уровнем компрессии ratio (довольно часто с соотношением "бесконечность":1), что жесткий "потолок" накладывается на уровень сигнала — как только сигнал достигает порога, он не может пройти далее. Brickwall-лимитеры обычно используются как для предотвращения цифровых перегрузок, так и для других видов защиты от перегрузки.
Copyright © 2010 Перевод Алексей Алимкин.
Copyright © 2010 Holger Lagerfeld
10 августа 2010 г.
Громкость при продюсировании и микшировании
HOLGER LAGERFELD
Хольгер Лагельфельд родился 26 октября 1974 года, датский композитор и продюсер, известный своими многочисленными поп-песнями и танцевальным хитами. Лагерфельд удостоен номинации Danish Grammy как Продюсер года (1999 год) и на протяжении всей своей карьеры и до настоящего момента получил 50 золотых и платиновых дисков.
Copyright © 2010 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.