Copyright © 2006-2009 Саша Виста
Однажды, во время своей добровольной, затянувшейся на три недолгих года, ссылки в стольный город Стокгольм, я, по обыкновению, смотрел телевизор и одновременно употреблял бутерброды с ветчиной с романтическим названием «Skinka». Стоит отметить, что кроме новостного канала BBC смотреть там было нечего – шведское телевидение достаточно однообразное, как, собственно, и жизнь в этой стране. И вдруг на экране появился сюжет, который сразу привлек мое внимание. Сюжет был посвящен компьютерной программе Melodyne. Если попытаться определить эту программу одной, не слишком заумной фразой, то можно сказать, что смысл её сводится к коррекции питча и темпа, а говоря еще проще – к редакции спетых или сыгранных партий. Но это если сказать совсем кратко, так как программа может и многое другое, но, к сожалению, большинство пользователей, как правило, не идут дальше этой, лежащей на поверхности, функции.
Следует сразу сказать, что даже спустя достаточно длительный период времени существования подобных программ, разговоры о том, насколько уместно и «морально» их использовать – нет-нет да возникают. В упомянутом сюжете корреспондент BBC начал свое путешествие на студию звукозаписи примерно с таких слов: «Вы когда-нибудь задумывались о том, что можете петь? Неумение петь не остановило значительное количество известных поп-артистов на пути к вершинам хит-парадов. Как вы понимаете, здесь вовлечены компьютеры и компьютерные программы». Затем этот храбрый журналист выбирает для своего эксперимента плохого вокалиста, причем очень плохого – то есть себя. На студии, в исключительно профессиональных условиях, он записывает свой вокальный трек к известному хиту 80-х годов – песне «Faith» Джорджа Майкла. Затем его вокал подвергается различным манипуляциям в программе Melodyne, которые затрагивают высоту и длительность спетых нот, ритмику исполнения, естественную голосовую вибрацию и некоторые другие нюансы. В результате эксперимента удается получить качественный вокальный трек. То есть поставленная задача была выполнена с блестящим результатом – человек, совершенно не умеющий петь, звучал так, будто он занимается этим с раннего детства. Он точно и вовремя берет ноту, также вовремя её снимает, и так далее. Но… Есть вещи, которые никакая из существующих программ не сможет добавить, так сказать, «из ничего» – по крайней мере пока. Имеется в виду богатый тембр голоса, особенная, личностная исполнительская манера, актеркая окраска, приёмы артикуляции и произношения, и многое другое. Недаром же люди тратят годы на то, чтобы всему этому научиться. Поэтому чисто математическое изменение высоты ноты или её расположения в ритмической сетке по принципу «сколько вешать в граммах?» проблемы неталантливого вокалиста не решит. Согласно восточной мудрости, из ничего может родиться только ничто. Но не будем развивать эту пограничную тему. В противном случае мы достаточно скоро придем к заключению, которое было мастерски выражено в поэтической форме Борисом Пастернаком – «Постыдно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».
Тем не менее, необходимо определить – а для чего собственно тогда существуют программы коррекции питча и темпа? В среде профессиональных вокалистов достаточно распространенным является мнение, что с помощью подобных программ можно сэкономить уйму потраченного времени и сил, если пользоваться ими для редакции удачных, и порой очень сложных вокальных партий, когда в исполнение закрадываются маленькие, незначительные, но досадные неточности, которые портят общее впечатление от работы, но которые можно с легкостью исправить, не перепевая для этого подавляющую часть записанного материала. Здесь я полностью соглашусь с подобным суждением. На профессиональных студиях можно столкнуться с такой распространенной практикой, когда сначала записываются три-четыре дубля основной вокальной партии (о партиях бэк-вокала разговор особый). Затем записанный материал пошагово отслушивается – от фразы к фразе. Наиболее удачный вариант каждой фразы сносится на отдельную дорожку, которая впоследствии и составит окончательный вариант основной вокальной партии. Здесь можно предположить, что на определенном этапе этой работы ни один из дублей может и не содержать идеального исполнения какой-то отдельной фразы. В этом случае незаменимой может оказаться программа Melodyne. С её помощью можно будет взять самый удачный дубль из всех возможных и исправить те неточности, которые он содержит (рис. 1). Конечно, можно пойти другим путём и попросить вокалиста заново пропеть недостающую фразу, но, во-первых, наш вокалист может к тому времени полностью выложиться в предыдущих дублях и устать, во-вторых, в большинстве случаев не так просто получить дубли, записанные в разное время, но звучащие идентично с технической точки зрения, так как на это влияет значительное количество факторов, в-третьих, вокалист к тому времени уже может находиться на борту самолета, несущего его во Владивосток на сольный концерт. В качестве заключительного довода в пользу использования программы коррекции питча и темпа в таких условиях можно сказать, что смысл студийной работы как раз и заключается в том, чтобы записать (собрать, создать, скомпоновать) идеальный дубль, который в конце концов и останется на звуконосителе на долгие годы (а в свете современных технологий – навсегда). Это в отличие от концертного исполнения, когда появляется много других факторов, таких как эмоциональное состояние артиста, его коллег-музыкантов, публики в зале и самое главное – самого факта того, что всё происходит «здесь и сейчас», без возможности повернуть стрелки часов вспять и пережить всё заново.
В качестве небольшого отступления. В свете постоянно возникающих разговоров о правомерности проведения «фонограммных» концертов просто напрашивается уникальный в своем роде выход из положения, по крайней мере, для нашей страны и наших условий. Если в конце концов подобные концерты будут либо запрещены, либо артистов обяжут сообщать об этом на рекламных плакатах большими печатными буквами (хотя я лично сомневаюсь, что остались люди, которые не знают о фонограмме и её повальном использовании), то остается следующий вариант – использовать программы, корректирующие вокальное исполнение прямо на концерте – в реальном времени. Думаю, что на западе многие артисты так и делают, благо есть как и программы, позволяющие это делать на сцене с использованием ноутбуков, так и отдельные приборы с теми же свойствами. В этом случае зритель бы слышал уже откорректированный вариант исполнения, а певец честно производил бы «вокальную руду» для процесса редакции – и все были бы счастливы. Но с другой стороны, если представить подобную ситуацию с артистом балета, то, согласитесь, картина была бы более чем комична – артист подпрыгивает настолько высоко, насколько может, затем его подхватывает некий механизм и забрасывает туда, куда он без посторонней помощи допрыгнуть не может. Или вращает его так, как он сам вращаться не умеет. А зритель сидит и думает – «Ну не умеет он танцевать, но я-то хочу, чтобы всё выглядело красиво, так что пусть его добрасывают и докручивают как надо». Ну уж нет. На такой балет я лично не пойду – это что-то из области искусства будущего.
Но вернемся к программам вокальной коррекции. У всех на слуху пример того, как похожая программа (по всей видимости – Auto-Tune) была использована артистом в качестве самостоятельного эффекта. Речь идет о песне певицы Шер – «Do you believe in life after love». Мне кажется, что получившийся эффект сыграл огромную, а может быть и решающую роль в успехе этой песни, но обратной стороной медали явилось то, что этот эффект настолько прочно ассоциировался с Шер и её песней, что все последующие попытки других артистов – и западных, и наших – повторить этот успех и запрыгнуть на чужой поезд выглядели по меньшей мере несерьёзно. В этой связи вспоминается такая история. В начале 90-х годов мне довелось использовать для создания аранжировок сэмплер Emulator III – по-моему, так он назывался. Так вот был в нём такой выразительный звук малого барабана – яркий, даже нагловатый, как звук закрывающейся двери ржавого гаража. И он как-то удачно ложился в одну из аранжировок. Но мой товарищ, звукорежиссер Виктор Савин, посоветовал мне отказаться от использования этого звука, сказав, что он обладает нарочито-индивидуальным характером, что скорее плохо, чем хорошо. Век живи – век учись. В связи в этим я думаю, что режим отправления основной вокальной партии в сетку стопроцентной математической коррекции интонации скорее всего останется неким символом определенного времени, также как и использование эффекта «фленжера» на полностью сведенной фонограмме напоминает нам об эпохе семидесятых.
Так что же из себя представляет программа Melodyne? По большому счету, это цифрово-аналоговая рабочая станция (DAW – digital audio workstation), работая в которой вы можете записывать и импортировать аудио-файлы, редактировать и микшировать их между собой, а затем сохранять на хард-диск вашего компьютера. Впоследствии вы можете экспортировать каждый из отдельных треков, или общую сумму, в виде аудио-файлов. На первый взгляд рабочее окно Melodyne ничем не отличается от подобных окон других рабочих станций DAW: записанные или импортированные аудио-файлы располагаются на своих дорожках. Но главным отличием является то, что Melodyne исследует музыкальную составляющую каждого файла – то есть, программа определяет каждую ноту сыгранного или спетого материала, её начало и конец, особенности перехода отдельной ноты в следующую за ней, а также ритмические взаимоотношения между нотами. Этот уникальный процесс анализа аудио-материала позволяет вам изменять неточно спетые, или сыгранные ноты, посредством одного щелчка мышки, транспонировать записанную музыкальную партию в другую тональность или в другой регистр без потери её натурального звучания, уменьшать или увеличивать глубину вибрато на отдельных слогах, корректировать уровень громкости отдельных нот, а также увеличивать и укорачивать их длину (рис. 2). С помощью этой программы вы сможете увеличивать скорость проигрывания материала без изменения тональности и замедлять его вплоть до одного удара в минуту. Вы сможете присваивать одну записанную мелодию звучанию совершенно другого по природе инструмента – к примеру, придать партии записанных конгов мелодию вокального трека. Важной особенностью Melodyne является то, что весь процесс редакции проходит в режиме «non-destructive», который не разрушает изначально записанные файлы (прим. – верно только в случае с версиями Melodyne Cre8 и Melodyne Studio). Программа обладает широкими возможностями редакции аудио-файлов, и всё это при достаточно скромном использовании ею системных ресурсов компьютера.
Еще несколько слов о работе с вокальными треками. Помимо редакции уже записанной голосовой партии можно создавать собственные партии бэк-вокала, не прибегая к дополнительной записи. Для этой цели вы просто копируете партию основного вокала на отдельную дорожку и изменяете ноты на другие, создавая тем самым партию бэк-вокала (рис. 3).
На данный момент существует четыре версии программы Melodyne: Melodyne Uno, Melodyne Essentials, Melodyne Cre8 и Melodyne Studio. Давайте рассмотрим первую и последнюю версии в сравнении. Melodyne Studio является по сути полноценной рабочей станцией, тогда как Melodyne Uno является по большей части лишь инструментом для редакции питча и темпа. Основное отличие этих двух версий программы – количество треков. В случае с версией Studio оно неограничено, а версия Uno получила своё название именно потому, что количество треков в ней сводится к одному. Также в этой версии отсутствует функция MIDI, соответственно в ней не будут работать виртуальные инcтрументы и такие связанные с этим параметры, как «realtime control» и «audio-to-MIDI». В версии Uno отсутствует функция определения темпа. Uno может быть соединена для работы с другими программами посредством «Rewire», но она не включает в себя другую опцию – «Melodyne Bridge». Тем не менее, если всё, что вам нужно, это коррекция питча и темпа отдельно взятого трека – то Melodyne Uno прекрасно подходит для этой цели, обладая не только тем же качеством, как и другие версии, но и низкобюджетной стоимостью.
Версия Melodyne Essentials распространяется бесплатно вместе с другой аудио-продукцией, которую вы можете приобрести. Основная задача этой версии – познакомить вас с программой Melodyne и дать общее представление о том, для каких целей она предназначена. Может сложиться ложное представление о том, что в этом случае вам бесплатно попадает в руки версия Uno, но это не так. Многие функции и параметры редакции в Melodyne Essentials ограничены. Это и автоматическая коррекция питча и темпа, коррекция формант и громкости отдельных нот, а также другие, не менее важные параметры, составляющие программу Melodyne.
Возможности версии Melodyne Cre8 лежат где-то между версиями Uno и Studio. Помимо ограничения в количестве треков, число которых в версии Cre8 достигает лишь восьми, вы также не сможете обрабатывать полифонические файлы, эта функция доступна только в версии Studio. Для этих целей в эту версию включены два алгоритма: «Local Sound Synthesis» (LSS) и «Polyphonic Local Sound Synthesis» (PLSS). Еще одним отличием Studio от других версий является разрешение, которое достигает в ней значения в 32/192, тогда как остальные версии обладают разрешением в 24/96. Суммируя вышесказанное, каждый должен выбрать для себя ту версию программы, которая отвечает выполняемым задачам.
Сравнительная таблица
Предположим, что мы, как люди, которые хотят всего, много и сразу, остановились в своем выборе на версии Melodyne Studio. Принимая во внимание достаточно широкие возможности программы, теперь можно с уверенностью сказать, что Melodyne – это не столько прибор для спасения неудачных вокалистов, утопающих в водах непознанного искусства, сколько креативный инструмент, который поможет вам экспериментировать с записанными или импортированными файлами в поиске новых идей, нового звучания, и в конечном счете – создания новых самобытных произведений (рис. 4). Как и в случае с любой другой более-менее сложной программой, работа с Melodyne потребует знания как её основных функций, так и различных приёмов, которые не столь очевидны, но которые смогут сделать работу в программе более интересной и плодотворной. К сожалению, сложилась такая ситуация, при которой различные обучающие материалы, выпускаемые как и самими производителями компьютерных программ, так и другими образовательными компаниями, до нас редко доходят. Это приводит к тому, что в результате многие компьютерные приложения используются не в полную мощь, а наполовину, а то и меньше. Тут есть свои сложности – не каждый сможет прочитать руководство пользователя на английском языке от корки до корки. Это может быть трудно и с языковой точки зрения, и с точки зрения потраченного времени, которого всегда не хватает. А что уж говорить об обучающих аудио- и видеопрограммах, которые выпускаются для целей освоения подобных программ, и, как правило, на английском языке. Мы будем стараться по мере возможности восполнить этот пробел своими дальнейшими публикациями.
Copyright © 2009 Sasha Vista. All rights reserved.
Copyright © 2009 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.
7 августа 2009 г.
Melodyne: Первое знакомство
По многочисленным просьбам музыкантов мы возвращаемся к нашим архивам и предлагаем вам музыкальные обзоры Саши Виста. К сожалению, иллюстрации и примеры были утеряны, поэтому, воспроизводятся только тексты статей.