Copyright © 2009 Саша Виста
Что такое бэк-вокал («backing vocal»)? Перевести эту фразу с английского языка можно примерно так – «Поддерживающий вокал», а в несколько другой смысловой вариации – «Прикрывающий вокал». Что ж… Видимо, в ряде случаев он таковым и является. В этой связи вспоминается такой забавный случай. Однажды, теперь уже очень давно, на Румынском конкурсе вокалистов у победителя этого фестиваля было отобрано присужденное ему первое место именно потому, что, по мнению жюри, обилие бэк-вокальных партий в минусовой фонограмме не позволяло услышать, что же именно исполняется вживую, а что предварительно записано на студии. В результате случился большой конфуз. Но, так или иначе, преувеличить значение партий бэк-вокала в сфере изготовления современной музыкальной продукции достаточно непросто. Грубо говоря, это те вокальные партии, которые не исполняют основную мелодию, а поддерживают её, или окружают дополнительными самостоятельными мелодическими линиями. Безусловно, лидирующим в использовании этой составляющей общего звучания музыкальных треков является сектор поп-музыки.
Столкнуться с этим вплотную мне довелось на студии EMI Studios в городе Стокгольме. На этой студии записывался второй альбом группы EGO, в составе которой я на то время находился. Стоит сказать, что в стенах этой студии побывало огромное количество известных музыкантов, таких как ABBA и ROXETTE, а из более, так сказать, современных – Britney Spears и Celine Dion. Через общих друзей нам удалось познакомиться с известной бэк-вокалисткой Наной Хэдин (Nana Hedin).
Её послужной список был ошеломляющим: Celine Dion, Britney Spears, A-TEENS, E-TYPE, 5IVE, ACE OF BASE, AQUA, Luciano Pavarotti, Gary Barlow, Dr.Alban и другие, рангом поменьше. И когда нам понадобился женский вокал для работы над клиентским альбомом, мы долго не думали и пригласили Нану Хэдин на вокальную сессию. Особенностью партий бэк-вокала является то, что в случае, когда ритмически эти партии совпадают с партией основного вокала, самой главной задачей становится стопроцентное «попадание» в ту ритмику, которая присутствует в основном голосе. Порой это не самая простая задача. В основной партии могут содержаться различные стилевые «затяжки», особенности произношения согласных звуков, а иногда и тривиальное непопадание в ритм. Задачей бэк-вокалиста во всех этих случаях, причем независимо от причин и обстоятельств, ритмически максимально слиться с основной партией. Для этого требуются профессиональные навыки и опыт. Не говоря уже о том, что нужно и в ноты попадать. В большинстве случаев бэк-вокал не должен быть слишком окрашен эмоционально, для того, чтобы не уводить внимание слушателя от непосредственно исполнителя. Но порой бывает и наоборот – недостаточный эмоциональный посыл основного вокалиста требует ярких характерных партий бэк-вокала в качестве поддержки и опоры. Кстати, Нана призналась нам в доверительной беседе, что достаточно часто ей приходилось полностью дублировать основную вокальную линию для того, чтобы потом звукорежиссеры имели возможность подмешивать её голос к голосу основного вокалиста для придания ему живости и энергичности. Для нас, конечно, это открытием не стало – подобный подход давно практикуется и российскими артистами. Опыт сотрудничества с Наной Хэдин оказался бесценным. В работе это супер-профессионал с большой буквы и с небольшой рюмочкой коньяка в руке. Другого бэк-вокалиста, которого нам довелось записывать для этой работы звали Андерс Фон Хофстен (Anders von Hofsten).
Это не менее именитый мастер, работавший и с той же Britney Spears, и с группой WESTLIFE, и с другими поп-артистами. Поразительным было то мастерство полного перевоплощения, с которым он подходил к музыкальному материалу. Независимо от того, требовалось ли субтильное подростковое исполнение на полушепоте, или мощное энергетическое звучание – результат был всегда более чем убедительным. Странная вещь – ни Нана, ни Андерс к тому времени не добились сколько-нибудь значимого успеха в качестве самостоятельных вокалистов. Отчего это не произошло – так и осталось загадкой.
А теперь перейдем от пространного вступления к более практическим вещам. Ни для кого не секрет, что на данный момент времени домашние студии в том или ином виде получили достаточно широкое распространение. Программа Pro Tools LE не стала здесь исключением. И поскольку долгое время эта программа была для меня «родным домом», то на примере работы именно в этой программе я решил поделиться своим опытом создания партий бэк-вокала для поп-проектов. Почему именно поп-проектов? Потому что в некоторых других стилях музыки так называемые «бэки» не играют такой основополагающей роли в звучании готовых произведений.
Итак, что у нас есть? В случае с продуктом Pro Tools LE у нас есть 32 аудио-дорожки или 16 стерео. Задача состоит в том, чтобы, пользуясь именно этим числом дорожек, постараться записать профессиональные и красиво звучащие сопровождающие вокальные партии. Начнем с помещения. Если это не студия, то скорее всего это обычная жилая комната. Сразу встает вопрос – заглушать ли эту комнату? Открою секрет – когда мы, будучи на тот момент группой EGO, записывали второй альбом, то решили записать все вокальные партии в домашних условиях. Для этой цели мы построили «акустическую комнату» из двух вертикально стоящих матрасов и еще одного, образующего своеобразный «потолок». Результат был замечательный: мы получили прекрасно заглушенный звук, я бы даже сказал, что он был, может быть, чрезмерно заглушен. Но тем не менее такой подход дал отличный результат. Позднее я решил воспользоваться этим опытом, лишь слегка его модернизировав – моя «акустическая комната» тоже была сделана из матрасов, но с той разницей, что они были закреплены в легких деревянных коробках на колесиках. Получилось что-то напоминающее ширму для переодевания из трех частей. Должен сказать, что достаточно скоро (после записи полноценного альбома из 12-ти песен) я устал двигать эту ширму туда-сюда, складывать её и раскладывать, решил плюнуть на это дело и стал записывать вокал и акустическую гитару прямо в комнате, без всяких загородок. К тому времени я поменял заметно шумящий Macintosh G4 на более тихий Macintosh G5 и проблема посторонних шумов у меня отпала. Конечно, в каждом конкретном случае все зависит от особенностей отдельно взятой комнаты. В моей, к примеру, на полу постелен ковролин (здравствуй, статика – скажут некоторые), к потолку приклеены пенопластовые панели, около стен стоят полки с книгами, дисками и видеокассетами – так что отражениям гулять здесь особенно негде. Это по поводу комнаты.
По поводу самого тракта. Сигнал от микрофона Neumann TLM 103 приходит в аналогово-цифровой преобразователь. В моем случае это двухканальный прибор Mini-Me от Apogee Electronics. Из него сигнал поступает в интерфейс DIGI002 Rack от фирмы Digidesign посредством S/PDIF-соединения. Таким образом сигнал оказывается в конечной точке – в программе Pro Tools LE. Со временем я выработал достаточно удобную архитектуру сессии, которая предназначена для записи бэк-вокальных партий. Но прежде чем мы рассмотрим, что же происходит внутри этой сессии, давайте поговорим о том, какой результат мы желаем получить. Как правило, бэк-вокал в поп-песнях содержит в себе несколько базовых составляющих: это дабл-трек к партии основного вокала, унисон и октава вниз в первом припеве, эпизодическая поддержка отдельных слов и фраз в куплетах в виде повторов или противосложений, затем идет самая важная часть – это многоголосовая группа партий бэк-вокала по вертикали во втором и последующем припевах. Также возможно потребуется самостоятельная второстепенная группа голосов для отступлений, используемых в аранжировке (так называемых «проигрышей»). Из основного это пожалуй всё.
Copyright © 2009 Саша Виста. Все Права Защищены. All Rights Reserved.
Посмотреть: Видеоклип группы EGO «God Tell Me Who I Am»
Copyright © 1999 EGO. All Rights Reserved © 1999 Reactive Music. All Rights Reserved.
Copyright © 2009 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.
17 августа 2009 г.
Pro Tools: Бэк-вокал в Pro Tools LE
pro tools le
Программное обеспечение для профессиональной работы со звуком.
Компания производитель:
Digidesign
Системные требования:
Mac OS X 10.4 и выше или Windows
Аппаратное обеспечение:
любой аудио-интерфейс производства компании Digidesign: из семейства Digidesign® 003™ или из семейства M-Box