Copyright © 2006-2009 Саша Виста
Швеция – загадочная страна. Это не только родина Карлсона, который живет на крыше, автомобилей SAAB и VOLVO, магазина IKEA и группы ABBA. Во всей стране живет меньше людей, чем, к примеру, в одной только Москве. В столице страны – Стокгольме – вместе с пригородами, проживает около 1,5 миллиона человек. Этот город, помимо людей, населяет не меньшее количество кроликов, чем бездомных кошек в Москве. Ближе к окраинам города прямо по улицам бродят косули, которых шведы недолюбливают за то, что те поедают их цветники. В самом в центре города из воды выпрыгивают рыбы длиной в полметра. Как известно, Стокгольм – это город, расположенный на пяти островах. Интересно, что у нас может выпрыгнуть из воды где-нибудь в районе Каменного моста. Шведы считают Стокгольм городом с сильно загрязненным воздухом, и это при том, что уже в аэропорту, сразу после выхода на трап самолета, от чистоты этого воздуха начинает кружиться голова. Тем не менее, Стокгольм – это еще и достаточно энергичный и шумный город. Некоторым это нравится, а некоторые бегут от этого шума куда-нибудь подальше. Мой товарищ, Томас Тиберт (Thomas Tibert), основатель и вдохновитель известной шведской семплерной компании «Sounds Good», попросту уехал в лес за 150 километров от столицы, купил старую мельницу и живет на ней, ухаживая за лошадьми.
Такой же образ жизни выбрал для себя и уникальный шведский гитарист-виртуоз Маттиас «ИА» Эклунд. Его последний сольный альбом «The Road Less Traveled» (2005) достаточно ярко отображает инновационную натуру этого неординарного музыканта. Но обо всем по порядку. Маттиас родился в Швеции и начал постигать азы игры на гитаре в возрасте 13-ти лет. Его первыми кумирами были Фрэнк Заппа (Frank Zappa) и группа KISS. Именно это восхищение подобными бунтарями и эгоистами от музыки во многом определило его собственный путь. «Я не музыкальный сноб» – говорит Маттиас. «В моей коллекции записей можно обнаружить музыку разных стилей: от цыганского джаза до Майлза Дэвиса (Miles Davis). Но Фрэнк Заппа и KISS вдохновляли и по-прежнему продолжают вдохновлять меня». По мнению Маттиаса, это были во многом полярные противоположности: Фрэнк Заппа был олицетворением юмора, мастерства и сложного музыкального полотна, тогда как KISS были просто чем-то вроде отбойного молотка. «Эта полярность звучания, творческого подхода и философии во многом определила то, как я сам стал сочинять музыку» – говорит Маттиас.
Маттиас «ИА» Эклунд начал заниматься музыкой в качестве барабанщика в возрасте шести лет. Это случилось после того, как он купил альбом группы KISS – «Destroyer», причем эта покупка явилась своего рода взяткой от мамы за то, что она пострижет мальчику волосы. Многие до сих пор считают, что этот её шаг был ошибочным. Родителей Маттиаса звали Бернт и Инга, помимо него в семье было четверо сестер. Прозвище «ИА» берет свое начало в имени МаттИАс. В возрасте 13-ти лет Эклунд решил учиться игре на гитаре и брал для этих целей книги по музыкальной теории в библиотеке. После создания группы FROZEN EYES и записи с ней в 1988 году достаточно странного альбома Маттиас решает перебраться в Данию, с тем, чтобы войти в состав местной группы FATE. В 1991 году группа выпустила альбом «Scatch 'n Sniff», после чего Маттиас был назван «Лучшим гитаристом 90-х» в японских журналах. Но после того, как Эклунду пришлось увидеть нелицепрятную изнанку шоу-индустрии, он решает двигаться в другом направлении и создает собственную группу под названием FREAK KITCHEN. В составе этой группы Маттиас выпустил 11 альбомов, включая компиляции.
В 1995 году Маттиас выпустил первую обучающую видео-программу «Сумасшедшая Гитара – выпуск 1». В этой совершенно не консервативной программе Маттиас, среди прочего, демонстрировал использование шлангового зажима и пульта дистанционного управления при игре на гитаре. В будущем он планировал снять продолжение своей видео-инструкции под названием «Сумасшедшая Гитара – выпуск 2: Отмщение!». Здесь стоит также упомянуть два обучающих видео-диска, записанных специально для японского рынка – это «Hyper Freak Exercise» и «Super Virtuosity». Эклунда можно также обнаружить прячущимся под уродливой резиновой маской с псевдонимом Mr. Libido. Под этим псевдонимом он выпустил более чем странный альбом «Sensually Primitive» в далеком 1997 году. Этот альбом был переиздан в 2005 году.
Осенью 1999 года Маттиас выпускает свой первый соло-альбом «Freak Guitar» – монументальную шестиструнную авантюру. Успех этого альбома стал для всех полной неожиданностью. До сих пор этот альбом выпускается на разных территориях в новом издании, по большей части компанией Favored Nations, основанной Стивом Ваем (Steve Vai). Альбом содержит 20 композиций, включая переработки двух композиций группы KISS – «Detroit Rock City» и «La Bamba». Это стоит услышать.
Перед тем, как посвятить свое время и талант четвертому альбому группы FREAK KITCHEN Маттиас принял участие в записи альбома «Guitar Odyssey», посвященного творчеству другого, не менее известного шведского гитариста-виртуоза – Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen). На этом альбоме Маттиас сыграл инструментальную пьесу «Yngwie 2000». Эклунд также принимал участие в записи альбома «Warmth in the Wilderness», посвященного творчеству Джейсона Беккера (Jason Becker), сыграв на нем собственную пьесу под названием «Lydia's House».
Но вернемся к последнему альбому Маттиаса «ИА» Эклунда «The Road Less Traveled». Альбом содержит 23 порясающих гитарных трека. Реакция критики на этот альбом была единодушной и суперпозитивной, в результате альбому Маттиаса были посвящены обзоры в журналах Kerrang и Guitar Technics с высшим баллом оценки – пять звездочек. Журнал UK Guitarist пишет: «Чувство мелодики Маттиаса просто потрясает. Даже в самых авангардных моментах – самостоятельной версии композиции «Smoke on the water» – вы касаетесь только вершины айсберга. Эклунд играет быстрее Мальмстина, мягче Майкла Ли Фиркинса (Michael Lee Firkins), и, чёрт его побери, – гораздо круче Стива Вая. Это безусловно будущее подобного стиля гитарной игры».
Вообще-то, попытаться сделать собственную версию хард-роковой классики – композиции группы DEEP PURPLE «Smoke on the water» – достаточно смелый шаг даже для состоявшегося музыканта. Тем не менее, Эклунд берется за эту задачу, перерабатывая композицию, давно ставшую хард-роковой легендой. «Я сам до сих пор не верю, что осмелился подумать об этой вещи», – говорит Маттиас. «Я думаю, что это такая вещь, к которой гитаристы просто не должны прикасаться. Но так случилось, что мой пятнадцатилетний сосед, услышав её в первый раз, стал включать ее бесчетное количество раз и на такой невероятной громкости, что мне пришлось обратить на нее внимание и услышать эту композиция по-новому. Тогда мне пришла в голову мысль, что стоит попробовать проиграть вокальную партию произведения, использовав при этом как можно больше натуральных гитарных гармоник. Это оказалось достаточно непросто, но я рад тому результату, с которым всё закончилось. В тот период времени, когда я ездил с промо-турами своего альбома по Франции, именно этот трек часто проигрывали на дискотеках, и все люди – и молодые, и старые – танцевали под него, как сумасшедшие. Им было по сути все-равно, насколько хорошо это было сыграно, – они просто хотели классно провести время».
Другая композиция на этом альбоме имеет особенное значение для Эклунда. Это четвертый трек под названием «Father». Как становится ясно из самого названия, эта композиция посвящена отцу Маттиаса – Бернту. Этот трек, говоря образно, на время убавляет звук всего альбома, предлагая на время отвлечься и задуматься о настоящих эмоциях – о переживаниях сердца. Основная тема композиции исполнена на акустической нейлоновой гитаре. «Мне показалось, что включение в альбом настолько эмоционально переполненной пьесы сделает его только интересней для слушателя», – говорит Маттиас. «Этот трек достаточно ярко иллюстрирует динамику гитарной игры и работу над произведением на разных эмоциональных уровнях».
Поразительно то, что всю свою музыку Маттиас записывает в подвале собственного дома. Интересен также и тот факт, что он не использует никаких гитарных эффектов между инструментом и усилителем. Маттиас пользуется усилителями фирмы Laney, в частности, моделями VH100R, VC50 и TT100. Эклунд признается, что использовать различные гитарные педали ему было скучно. Поэтому он проводит много времени, настраивая усилитель и переставляя микрофон с места на место до тех пор, пока ему не удается найти нужное оригинальное звучание своего инструмента. На самом деле, ситуация, при которой музыканту приходится быть и исполнителем, и звукорежиссером, и продюсером, достаточно неоднозначная, а по мнению специалистов, функции которых в этой ситуации заменяются – так просто недопустимая. Конечно, в этом есть много минусов – драгоценное время уходит на выполение задач, которые с легкостью могли бы быть выполнены другими людьми. К тому же, собственных знаний и навыков может не хватить. Но плюсом является полная творческая свобода, а это дорогого стоит. В настоящее время такой универсальный подход позволяет музыкантам сэкономить значительное количество денежных средств. Как говорит сам Маттиас – «Я никогда не буду записываться в платной студии. Не могу себе представить, что запись одного соло на гитаре может обойтись мне в 1000 долларов». И он прав – творческая свобода стоит гораздо дороже.
Японская компания по изготовлению гитар – Kyowa Inc, Caparison Guitars – выпустила именную модель гитары Маттиаса «ИА» Эклунда, которая называется «Apple Horn». Примечательным является тот факт, что эти инструменты продаются только на территории Японии. Маттиас признается, что, начиная играть на гитаре, он даже в самых безудержных мечтах не мог себе представить, что будет создана гитара, названная его именем. Теперь он утверждает, что эта модель гитары и усилители Laney – все, что ему нужно для творчества.
На сегодняшний день Маттиас «ИА» Эклунд считается наиболее инновационным, подрывающим устоявшиеся представления о гитарной игре, музыкантом. Маттиас постоянно путешествует по разным уголкам планеты, проводя собственные семинары, где он раскрывает секреты своей необычной игры. Круг его почитателей постоянно растет, причем он включает в себя не только коллег-гитаристов, но и просто поклоников любой неординарной и «сумасшедшей» музыки. Минималистский, полностью открытый, взрощенный в домашних условиях подход Маттиаса к игре на гитаре изумил и покорил меломанов и музыкальных критиков во всем мире. Вслушавшись в его исполнение, вы просто не найдете следов использования дорогостоящих гитарных эффектов и процессоров, и это несмотря на те «потусторонние» звуки, которые вы порой слышите. Маттиас получает большое количество писем с вопросами о том, какие гитарные педали он использует. Подобные вопросы кажутся ему очень забавными.
Музыка для Эклунда является образом жизни. «Всё вокруг – это музыка», – рассуждает он. «Мне кажется, что очень важно обрести в музыке свой стиль, свой путь, и идти этим путем. Мой собственный стиль начал зарождаться когда я был еще подростком и этот процесс не прекращается и по сей день. В моей голове рождается огромное количество музыкальных идей и их хватит на множество будущих альбомов. Поэтому моя задача – записать весь этот материал и представить его на суд слушателей. Самое главное – это не останавливаться, не стоять на месте. Вы должны идти вперед, что бы ни случилось, и тогда обязательно достигнете своей цели».
«Я родился в Швеции, я левша и все делаю наоборот» – такое определение Маттиас дает самому себе. «Я не использую никаких эффектов и считаю, что в самой гитаре кроется огромное количество нераскрытых возможностей для нового и неожиданного звучания». Видимо, так оно и есть.
Copyright © 2009 Саша Виста. Все Права Защищены. All Rights Reserved.
С разрешения Mattias "IA" Eklundh по материалам сайта Mattias "IA" Eklundh’s Freak Guitar.
Copyright © 2009 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.
16 августа 2009 г.
VIP Hall: Mattias «IA» Eklundh
Mattias «IA» Eklundh
«Я родился в Швеции, я левша и все делаю наоборот»