Copyright © 2009 Алексей Алимкин
Продолжаем серию обзорных статей, посвященных барабанному модулю компании Spectrasonics — Stylus RMX. Напоминаем, что впервые эта серия была опубликована в зимней подборке журнала ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 2006-2007 гг. Сегодня мы публикуем вторую часть этой серии.
Судьба барабанщика
Кажется, только вчера мы с вами увлеченно рассуждали на тему «Что такое грув, или Как нам дальше с этим жить?», а уже как-то незаметно прошелестел целый месяц и наступил Новый год! Вот и еще один год промелькнул, и мне почему-то припомнилась наша музыкальная молодость. Когда-то давным-давно (так и хочется продолжить голосом Володарского — «...в далекой-далекой галактике»!), в точно такой же Новый год, в те старые добрые времена, «когда продукты в магазинах были еще натуральными» (то есть, по свидетельству нашего басиста, в свободное от музыки время подрабатывавшего грузчиком в продмаге, натуральное подсолнечное масло предварительно разбавлялось натуральным же керосином, сметана — более дешевым, но натуральным творогом, а трижды просроченная, позеленевшая от злости колбаса «по талонам» вываривалась в подсобке в чугунной ванной с марганцовкой), — тогда мы еще не знали компьютеров и ритм-боксов и играли на новогодних елках натуральную живую музыку. И у нас был... «живой» барабанщик! Даже два! И еще — перкуссионист!
Основным ударником в то время у нас был Саша Карташов, человек обстоятельный, вдумчивый и ответственный. К любому делу он всегда подходил очень основательно: если учиться, так уж на «отлично», если заниматься музыкой, — то стараться быть лучшим. В ту докомпьютерную эпоху не было ни DVD-плееров, ни видеомагнитофонов, и нелегкую азбуку молодого бойца музыкального фронта приходилось постигать долгими часами напряженного вслушивания в довольно некачественные записи западных рок-групп и джазовых оркестров, замедляя скорость воспроизведения в два, а то и в четыре раза! С утра до глубокой ночи отслушивались горы магнитофонных катушек, партии барабанов «снимались» нуль в ноль (так мы тогда считали!).
Играть музыку собственного сочинения не то чтобы запрещалось, нет! Скажем так, не рекомендовалось. Очень и очень не рекомендовалось. Усиленно предлагалось исполнять песни членов Союза композиторов СССР. Но, на наше счастье, никто не удосужился запретить исполнять «патриотические» песни в своей собственной аранжировке! Вот так и получилось, что песня о строительстве Байкало-Амурской магистрали «Дорога железная» звучала в нашем исполнении в аранжировке... группы Led Zeppelin — «Песня иммигранта» («Immigrant Song»), а «Ах, Самара-городок!» на три четверти состояла из купюр группы духовых инструментов из Chicago. Да что говорить о нас, самодеятельных музыкантах, когда в тот же новогодний «Голубой огонек» излишне веселая ведущая звонким голосом объявила: «Пьеса «Настроение». Композитор Раймонд Паулс!» — и под шквал фонограммных аплодисментов знаменитость со своим фирменным непроницаемым выражением лица виртуозно исполнила... инструментальное изложение знаменитой песни Стиви Вандера (Stevie Wonder) — «Ebony Eyes».
Так вот, Саша не только «снимал» партии барабанов, он пытался добиться примерно такого же звучания своей ударной установки. Музыкальные отделы магазинов в то время предлагали нам «широчайший выбор» аж из трех ударных установок — отечественной установки из прессованного картона производства Саратовской фабрики похоронных барабанов им. товарища Энгельса под народным названием «В последний путь», немецкой Tacton и — запредельной мечты всех советских барабанщиков, изящной и мощной чехословацкой Amati — установок, весьма далеких от идеального, «фирменного» звучания. Неимоверными совместными усилиями были изысканы и приобретены установка Tacton, людвиговский рабочий барабан и — чудо музыкального прогресса! — фирменный двойной пластик Remo с глицериновым наполнителем. Однако, как и ненастроенный рояль, установка с неправильно натянутым пластиком будет только раздражать слушателя (не говоря уже об окончательно испорченном настроении исполнителя). Поэтому, внимательно отслушав записи нескольких знаменитых барабанщиков того времени, мы выделили два часто встречающихся варианта настройки — по аккорду соль мажор и ми минор (как же это смешно и наивно выглядит сегодня!) Так вот, точная настройка барабанов занимала довольно длительное время, но, поверьте мне, оно того стоило! Когда Саша стучал на своей ударной установке, звучала не просто формальная ритмическая партия, а мелодия, музыка — живая, по-настоящему интересная музыка.
А вспомнилась мне эта история потому, что и нам с вами очень важно отойти от формального «неживого» звука стандартных барабанных лупов и научиться создавать собственные «живые» грувы. Поэтому, вернемся к нашим бара... барабанам. Ритм-модуль Stylus RMX тем и замечателен и знаменит, что позволяет настроить все ваши выбранные звуки буквально за считанные минуты, сохранить на жесткий диск все ваши настройки и впоследствии использовать их для «оживления» новых произведений.
Для того чтобы Stylus RMX смог издать какой-либо приличный звук и мы смогли приступить к его изучению, прежде всего нам необходимо его проинсталлировать и затем запустить в любом хостовом приложении-секвенсоре (Logic Pro 9, Cubase, Ableton Live, Cakewalk и т. д.).
Не будем подробно вдаваться в процедуру установки Stylus RMX, так как при наличии нормальных лицензионных инсталляционных дисков она хотя и разнится для платформ Mac OS X и Windows, но все же производится быстро и без каких-либо затруднений. Итак, программа проинсталлирована. Запускаем наш любимый секвенсор и модуль Stylus RMX. Сюрприз! Оказывается, авторы программы не лишены юмора и легкого нарциссизма! «Ай да Персинг, ай да сукин сын!» Перед нами возникает интерфейс плагина... в праздничной целлофановой упаковке! Вернее, в мастерски отрисованной ее имитации. Жмем курсором мыши в любое место картинки — и перед нами возникает теперь уже рабочий интерфейс плагина.
Мне кажется, и на этот раз мы откажемся от любимого исследовательского метода и, вместо того чтобы сразу приступить к традиционному неистовому и беспорядочному щелканью по всем найденным кнопкам, попытаемся поближе ознакомиться хотя бы с базовой структурой модуля.
Вновь открываем руководство пользователя и продолжаем научно-познавательное чтение.
Структура S.A.G.E. построена таким образом, чтобы музыкант имел простой и понятный доступ ко всем новым музыкальным и техническим возможностям, предоставляемым ему Spectrasonics Advanced Groove Engine. Упрощенно ее можно представить таким образом:
Multi (or Kit)
Part
Master Directory
Sound Directory
Suite
Element
Slices > Edit Groups
Попытаемся разобраться с этой схемой. Прежде чем приступить к работе в Stylus RMX, выбираем основной режим работы модуля — Multi или Kit. Stylus RMX — виртуальный модуль, который может одновременно воспроизводить от одной до восьми ритмических партий по каждому из восьми каналов. В режиме «Мульти» (Multi) на партию каждого из каналов мы можем назначить до восьми ритмических грувов (не обязательно барабанных, это могут быть и гитарные риффы, и рэперские скороговорки, и любые другие звуковые кольца) и затем синхронно воспроизводить их в своей аранжировке. Если мы выберем режим «Ударная установка» (Kit), то на те же восемь раздельных партий-каналов мы можем назначить по одному звуковому слайсу из любых грувовых файлов в имеющихся у нас сэмплерных библиотеках или по одному звуковому сэмплу из Sound Menu. Предположим, мы с вами определились и выбрали режим Multi. Далее нам надо суметь найти подходящий грув и загрузить его для последующего воспроизведения и редактирования в партии первого канала Stylus RMX. Для удобства поиска и быстрой загрузки конкретных грувов или звуковых сэмплов из огромного количества библиотек (а я уверен, что после того, как вы освоитесь и станете на «ты» со Stylus RMX, у вас появится горячее желание стать владельцем как можно большей коллекции всевозможных «стайлусовских» библиотек) в Stylus RMX предусмотрен очень эргономичный и понятный браузер-просмотрщик. Для того чтобы попасть в него, существует три разных пути.
•В нижней панели управления любого окна (Footer) — нажать на название грува или расположенную рядом с названием иконку с изображением папки в правом нижнем углу интерфейса.
•В окне редакции (Edit Page) — нажать на название грува или расположенную рядом с названием иконку с изображением папки в верхней центральной части интерфейса.
•В окне микширования (Mixer Page) — нажать на любое из восьми названий грувов или расположенную рядом с ними иконку с изображением папки.
Любой из выбранных нами путей позволяет попасть в браузер и его главную директорию (Directory) — сокровищницу, в которой мы в дальнейшем будем хранить и лелеять свои потом и кровью наработанные сногсшибательные гипнотические грувы! А пока мы найдем здесь только то, чем от всей души щедро поделилась с нами команда разработчиков фирмы Spectrasonics. И правда, грех жаловаться — нам предложили весьма солидные звуковые «подъемные»: ставшую уже классикой стандартную библиотеку «старого» Stylus и достаточно широкий выбор новых модных звуков. Внимательно осмотримся здесь и попробуем найти что-нибудь подходящее для задуманной нами пьесы. Директория расположена в верхней части левой колонки — это основная навигационная область браузера, предоставляющая нам доступ к огромному количеству хранящихся на нашем жестком диске звуков и грувов. В директории мы видим следующие два меню:
Меню верхнего окошка дает нам доступ к четырем главным директориям (Master Directories):
•Core Library (внутренняя библиотека Stylus RMX)
•Expansion Libraries (дополнительные библиотеки, которые приобретаются отдельно)
•User Libraries (библиотеки пользователя)
•User Favorites (пользовательские предпочтения, избранное).
Меню нижнего окошка открывает доступ к содержимому главных директорий и отображает в своем списке все имеющиеся звуковые директории (Sound Directory), находящиеся внутри выбранной на данный момент главной директории.
Приступим к поиску подходящего для нашей композиции грува, а к другим элементам левой колонки мы вернемся чуть позже.
В верхнем окошке выбираем общую категорию, к примеру Core Library, внутреннюю библиотеку «ядра» модуля, в нижнем — подкатегорию RMX Grooves, и попадаем в следующую — среднюю колонку «Набор» (Suite), которая по существу является папкой/субдиректорией, содержащей один или несколько грув-элементов. Выбираем набор-сюиту со свежим и практически никому неизвестным названием «120-Notre Dame» и в правой колонке грув-элементов (Elements) тут же видим список доступных грувов.
Выбираем в третьей колонке сначала лишь один грув-элемент, который, как мы условились с вами ранее, будет воспроизводиться в нашей аранжировке в первой партии первого канала — 120-Notre Dame Combo.
Отлично — подходящий нам грув найден и загружен. Пришло время детально ознакомиться с базовой панелью управления Stylus RMX — с непереводимым названием «Footer» (на самом деле, в полиграфии этот термин переводится как «нижний колонтитул», но нам он явно не подходит). Панель управления расположена в нижней части интерфейса и является неизменной для всех окон Stylus RMX. Слева направо расположены следующие элементы контроля и управления:
•регулятор и индикаторы общей громкости
•клавиши общего управления воспроизведением (Play/Stop)
•дисплей отображения изменения значений
•клавиши управления воспроизведением партий
•световые индикаторы MIDI
•кнопки переключения окон
•дисплей названия элемента-грува
•дисплей выбора режима MIDI
•дисплей выбора режима триггера
•меню утилит
Как мы с вами помним, Stylus RMX может работать только в одном из двух MIDI-режимов, которые переключаются выбором необходимой строки меню в дисплее выбора режима MIDI, находящемся сразу же под дисплеем, отображающим название выбранного нами грув-элемента. Для нас очень важно уяснить разницу в принципе работы каждого из этих режимов.
MIDI-режим Slice Menu
При включении этого режима каждому отдельному аудиоломтику-слайсу выбранного грув-элемента соответствует определенная MIDI-нота, и грув воспроизводится последовательным нажатием этих нот на MIDI-клавиатуре (или воспроизведением записанной на дорожку секвенсора MIDI-последовательности)
MIDI-режим Groove Menu
В этом режиме при нажатии на определенную MIDI-ноту воспроизводится целый, не разрезанный на слайсы, грув-элемент. Это позволяет легко и оперативно управлять вызовом грув-элементов одной сюиты, например при использовании Stylus RMX в живом выступлении.
Существует еще и третий MIDI-режим — Sound Menu, но он практически аналогичен режиму Slice Menu, за исключением того, что его звуковые сэмплы не являются частью никаких грув-элементов. Практически это режим стандартного сэмплерного ритм-бокса, который автоматически включается при выборе звуков из библиотеки Sound Menu Elements.
Теперь снова вернемся в окно браузера и повнимательнее ознакомимся с остальными элементами левой колонки.
Сразу же под двумя окошками директории расположена секция управления скоростью воспроизведения грув-элементов — «Контроль Скорости» (Speed Control), дающая нам возможность дополнительно замедлять (Half) или ускорять (Double) грув в кратное число раз (в два раза при каждом последующем из трех возможных нажатий) относительно темпа, выбранного в главной секвенсорной программе. Соответственным образом автоматически изменяется и управляющий грувом MIDI-файл, который мы можем перетаскивать на дорожку нашего секвенсора непосредственно из «Секции MIDI-файла» (МIDI File Section):
Еще раз обратим свое внимание на тот факт, что MIDI-файлы одного и того же грув-элемента, используемого в режимах воспроизведения Groove Menu и Slice Menu, резко отличаются друг от друга. Это очень важно понять и запомнить, хотя бы для того, чтобы потом не выискивать причину, по которой еще вчера вечером «все играло нормально», а сегодня с самого утра звучит какая-то абракадабра.
Вот теперь мы узнали достаточно для того, чтобы приступить к нашему первому эксперименту и разобраться на практике с особенностями работы в Groove Menu и Slice Menu.
Вы можете спросить: а собственно, зачем же нам нужны эти два MIDI-режима? Не проще ли работать как всегда — просто проигрывать по очереди обычные грувы, и все дела? Зачем столько сложностей? Вполне возможно, что для каких-то задач вам и будет достаточно простого воспроизведения готовых грувов, но даже при этом вы заведомо попадаете в стандартную ситуацию, в которой любой маломальски грамотный музыкант сразу распознает столь характерное и узнаваемое звучание «стайлусовских» грувов. Согласитесь, неприятно, когда ваше любимое произведение, выстраданное долгими бессонными ночами, проведенными в оковах старых студийных наушников, походя «убивают» одной фразой: «Да у меня звучит ничуть не хуже! Грувы абсолютно такие же, как и у тебя!» Именно поэтому программисты фирмы Spectrasonics вложили множество дополнительных функций в систему S.A.G.E., чтобы дать вам возможность сохранить индивидуальность и помочь создать свои собственные, не похожие ни на чьи другие грувы. А там и рукой подать до первого места в музыкальных чартах. Смеетесь? А зря! Чем черт не шутит!
Успели отдохнуть и повеселиться? Отлично! Вернемся к нашему проекту и попробуем записать партию барабанов поочередно в каждом из MIDI-режимов. Начнем с Groove Menu. Включим его в панели управления и заодно ознакомимся с еще одной функцией управления — режимом триггера. В нашем случае выбранный режим работы триггера позволяет определить, в какое именно время начнут воспроизводиться нажатые нами (записанные на дорожку) MIDI-ноты. Мы можем выбрать один из четырех возможных режимов:
•Immediate (немедленно, в тот же момент) — при нажатии клавиши на MIDI-клавиатуре или воспроизведении MIDI-ноты с дорожки секвенсора грув начинает звучать немедленно и звучит до отпускания клавиши (окончания ноты), то есть вопроизводится без временной задержки.
•Next 16th (со следующей шестнадцатой) — триггер начнет воспроизведение грува с начала следующей после нажатия клавиши шестнадцатой доли. Максимальная задержка при этом равна одной шестнадцатой.
•Next Beat (со следующей четверти) — триггер начнет воспроизведение грува с начала следующей после нажатия клавиши четвертной доли. Максимальная задержка равна одной четверти.
•Next Bar (со следующего такта) — триггер начнет воспроизведение грува с начала следующего после нажатия клавиши такта произведения. Максимальная задержка равна одному такту.
Для нашего с вами произведения мы выберем самый простой режим — режим немедленного воспроизведения. А для того чтобы создаваемый нами грув не выбился из ритмической сетки, мы используем возможности квантования (выравнивания, квантизации) нашего секвенсора и включим режим автоматической квантизации восьмыми долями.
Итак, кажется, мы ничего не упустили, выяснили все необходимые нам вещи и готовы приступить непосредственно к самой записи дорожки с барабанными грувами. Прежде чем мы начнем запись, еще раз ознакомимся со всеми грув-элементами набора 120-Notre Dame. Как мы уяснили из прочитанного нами руководства пользователя, в режиме Groove Menu каждому целому груву присвоена своя собственная управляющая им MIDI-нота (по восходящей хроматической гамме, начиная с MIDI-ноты С3, соответствующей ноте до первой октавы обыкновенного рояля). Последовательно нажимаем ноты на своей MIDI-клавиатуре, слышим один за другим грувы и видим, как бегает указатель, выполненный в виде иконки с изображением маленького громкоговорителя, — этот указатель показывает, какой именно грув звучит в настоящий момент:
Мы внимательно все послушали и определились, какие именно грув-элементы в этом наборе нас устраивают. Теперь попытаемся построить схему ритм-партии нашего произведения. Допустим, партия должна выглядеть следующим образом: основной рисунок, построенный парой грувов 120-Notre Dame Combo и 120-Notre Dame Beatmix, небольшая сбивка грувом 120-Notre Dame Echobeat, возвращение к первой части основного рисунка и кода из пяти первых ударов грува 120-Notre Dame Combo. При этом ритмические грувы 120-Notre Dame Beatmix мы хотим сместить с запаздыванием на одну восьмую. Мысленно располагаем все необходимые грувы определенным образом:
120-Notre Dame Combo → 120-Notre Dame Beatmix → 120-Notre Dame Combo →
120-Notre Dame Beatmix → 120-Notre Dame Combo →
120-Notre Dame Echobeat → 120-Notre Dame Combo
и пять коротких первых долей из того же 120-Notre Dame Combo
— и переводя нашу схему в из названий грувов в соответствующие им MIDI-ноты, получаем такую нотную последовательность:
C3 → C#3 → C3 → C#3 → C3 → C#3 → F3 → C3 и пять коротких нот C3.
Внутренне приготовились, сконцентрировались, включили запись и со всеми присущими нам ответственностью, аккуратностью и хладнокровием записываем эту сложную партию (бояться-то нечего, тем более что у нас включен автопилот — автоматическая квантизация!). Открываем MIDI-редактор и видим результат наших тяжких и непосильных трудов:
Теперь немножко отдохнем, расслабимся, гордо расправив плечи, походим по комнате и вновь вернемся к компьютеру, чтобы приступить к осуществлению второй части задуманного нами эксперимента.
Для записи партии в новом режиме, Slice Menu, создаем в секвенсоре новую дорожку, а дорожку с уже записанной партией заглушаем, отключив звук (Mute). Возвращаемся в окно модуля Stylus RMX, переключаемся на работу в MIDI-режиме Slice Menu, и — очень важный момент — выключаем в секвенсоре режим автоматического выравнивания (auto quantize). Почему это действительно важно, мы выясним чуть позже. Итак, оставляем выбранный нами грув-элемент 120-Notre Dame Combo, переходим в секцию MIDI-файла, нажимаем курсором мыши на подсвеченное голубым цветом название MIDI-файла и, не отпуская кнопку мыши, перетаскиваем этот файл в первый такт вновь созданной нами дорожки. Открываем окно MIDI-редактора и видим вот такую восходящую хроматическую лесенку:
На первый взгляд ритмически она кажется абсолютно ровной и расположенной точно по шестнадцатым долям (исключая широкие ноты-ступеньки сдвоенных долей), но если мы включим увеличение, то наконец-то воочию увидим графическое отображение того самого неуловимого грува:
Вот оно, то самое еле уловимое внутреннее движение, которое происходит, как правило, между ритмически точными первой и третьей долями такта. Вы видите, как MIDI-ноты, соответствующие воспроизводимым аудиослайсам грува, чуть-чуть смещены (в данном случае вперед) от ритмически «правильных» долей такта. Это плавное движение можно сравнить с движением ворсинок орнамента дорогого тканого ковра: ладонью руки мы можем менять их положение, но при этом рисунок орнамента, неуловимо изменяясь в деталях, по сути остается практически прежним. Именно поэтому нам столь важно было позаботиться о выключении функции автоматической квантизации, которая неизбежно снивелировала бы всю живость грувового звучания до грубого механистического рубато ритм-боксов домидийной эпохи.
Итак, мы видим перед собой графически понятный и привычный нашему взору MIDI-вариант грува. Мы можем удалять любые ноты в MIDI-последовательности, как и при редакции обычной MIDI-партии привычного нам виртуального или аппаратного MIDI-инструмента. Мы можем укорачивать звучание любого из слайсов, просто изменив длину соответствующей ему MIDI-ноты. Мы можем менять ноты местами, удваивать их, одновременно воспроизводить две или несколько нот, менять их динамику...
Короче говоря, перед нами — самый настоящий мощный профессиональный грув-конструктор, в котором мы уже научились творить и создавать свои собственные грувы. На первых порах нам вполне хватит и этих на самом деле довольно впечатляющих возможностей. Мы можем удивить и даже шокировать своими наруленными грувами друзей и знакомых, но... Ошеломляющая популярность плагина породила не менее глобальную проблему — повсеместную узнаваемость встроенных в него звуков. К сожалению, как и абсолютное большинство музыкантов вокруг нас, мы по-прежнему пользуемся весьма характерными и столь легко узнаваемыми звуками, присущими только модулю Stylus RMX. О том, как изменить звучание «родных» библиотек, как использовать свои собственные сэмплы, как правильно применять встроенные в Stylus RMX собственные приборы обработки звука, — обо всем этом мы расскажем вам в следующей статье нашего "ударного" цикла. А пока... Пока не теряйте даром времени, не бойтесь экспериментировать и, главное, почаще читайте руководство пользователя. Для любознательных, скажу я вам, очень даже полезное занятие! Да! И не забывайте сохранять на жесткий диск результаты своих экспериментов!
© 2006-2009 Статья дополнена и исправлена. Публикуется с разрешения издательства журнала «Подводная Лодка». Впервые статья была опубликована в журнале «Подводная Лодка», №1, 2007 год. Выражаем огромную благодарность главному редактору журнала Сергею Новосельцеву.
31 августа 2009 г.
Plug-ins #4: Stylus RMX. Часть II
stylus rmx
Подключаемый программный модуль (plug-in). Для его использования требуется установленное на компьютере хостовое приложение, поддерживающее один из модульных форматов AU, VST или RTAS.
Copyright © 2010 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.