Copyright © 2009 Алексей Алимкин
До недавнего времени практически вся моя деятельность была связана с работой и тестированием различных музыкальных приложений в операционной системе Mac OS X на компьютерах Apple Macintosh, а в последние полтора года я все свое основное время уделяю разработке методики и обучению работе в профессиональном приложении работы со звуком Logic Pro, также производимом компанией Apple. Ни для кого не секрет, что сколько в мире программистов, столько и совершенно однозначных мнений, что именно они одни во всем мире знают, что и как должно работать.
Стремительно развивающийся технический прогресс и неизменно ускоряющийся темп жизни втискивают бытие современных музыкантов в очень жесткие рамки: помимо того, что они должны в совершенстве владеть профессиональными музыкальными навыками, при этом они должны быть на "ты" с компьютером, да еще и уметь мастерски работать не только в основном музыкальном приложении, но и сносно разбираться в том несметном количестве плагинов (или — подключаемых программных модулей), которое постоянным потоком выплескивается на музыкальный рынок неистощимыми на выдумки программистами!
Таким образом, музыканты должны быть по совместительству, и композиторами, и аранжировщиками, и звукорежиссерами, а вдобавок ко всему — еще и компьютерными специалистами-настройщиками! А как же иначе? Вот и приходится кому-то одному жертвовать своим временем и заниматься выяснением насущных вопросов: почему "виснет" Logic, почему не работает купленный за сумасшедшие деньги плагин, куда исчез звук, и "...почему эти колбаски (waveform) стали тоньше", — с тем, чтобы остальные не отрывали от своего творческого вдохновения столь драгоценное время на изобретение велосипеда.
Грув минувших лет
В современном мире толкование термина «настройщик» значительно расширилось и, по моему глубокому убеждению, задачей современного настройщика является не только умение грамотно применять свои профессиональные знания и опыт, но и умение создавать хорошее настроение. Поэтому, в курсе обучения профессиональной работе в Logic Pro достаточно много внимания уделяется тому, как научиться так настраивать компьютеры и периферию, чтобы отлаженная техника по крайней мере не портила настроение работающему на ней музыканту. Ведь остановить «прекрасное мгновенье» с постоянно капризничающей техникой ох, как нелегко!
С далекого детства нам известна простая житейская истина — как корабль назовешь, так он и поплывет. Без толку промучавшись почти неделю — с какой же темы начать новую рубрику, — я решил отложить это безнадежное дело в долгий ящик и заняться текущими настройщичими (все по Далю!) делами. Но ведь с того же самого детства мы уяснили еще и то, что случайностей в мире не бывает! Стоило только на некоторое время забыть о статье и переключиться на общение с друзьями, как тут же посыпались многочисленные «а почему?». Абсолютное большинство вопросов, которые я в тот день услышал по телефону и получил по почте, так или иначе «случайно» касались работы модуля ударных инструментов (проще говоря, виртуальных барабанов) — Spectrasonics Stylus RMX.
Модуль-плагин Spectrasonics Stylus RMX признан самым продаваемым плагином 2005 года Европы и США и получил множество престижных музыкальных наград. Вот уж воистину, самая что ни на есть «народная марка»! Причем за четыре года интерес к этому продукту не только не упал, но и постоянно продолжает расти, во многом благодаря возможностям расширения библиотеки Stylus RMX как за счет дополнительных коммерческих пакетов, так и за счет конвертации разноформатных звуковых библиотек в «родной» формат плагина и добавления в него новых, по-настоящему инновационных функций. И все же, несмотря на всю свою популярность, этот плагин по-прежнему остается загадкой номер один для большинства отечественных музыкантов — так что этот поток вопросов меня нисколько не удивил. Как говорится, «тему подсказала сама жизнь».
Как следует из того же словаря Ушакова, «настроение — внутреннее психическое состояние, расположение (у человека или группы лиц, массы)». Еще с доисторических времен музыка является одним из самых мощных средств воздействия на психику и физиологию человека. В те далекие времена музыка еще не обрела свое нынешнее современное высотное (тональное) звучание, она еще только зарождалась в неистовых ритмических пульсациях африканских тамтамов и шаманских плясок с ритуальным бубном, бесконечно повторяющимися ударами вводивших первобытных людей в состояние транса. С тех пор и сама музыка, и музыкальные инструменты сильно изменились. Но основой современной танцевальной музыки все так же остается заводной пульсирующий, завораживающий ритм, задаваемый различными ультрамодными электронными барабанами и ритм-боксами. И на сегодняшний день модуль Stylus RMX — один из самых популярных современных компьютерных «шаманских бубнов» в мире.
Уже в начале двадцатого столетия было замечено, что любая монотонность притупляет человеческое восприятие и, мягко говоря, сильно портит настроение. Первыми это заметили и забили тревогу архитекторы, проектировщики-композиторы «застывшей музыки» зданий. Проведенные исследования показали, что монотонные ландшафты городских новостроек с их циклически повторяющимися, спроектированными по единому проекту и поэтому абсолютно одинаково выглядящими домами настолько негативно воздействуют на подсознание человека, что могут ввергнуть его в безысходное депрессивное состояние и даже довести до самоубийства! Все мы прекрасно помним гениальный фильм Чарли Чаплина «Огни большого города», снятый в присущей ему гротесковой манере, но абсолютно точно иллюстрирующий воздействие на человеческую психику бесконечно повторяющихся движений рабочего сборочного конвейера огромного автомобильного завода.
По моему мнению, самое емкое определение алгоритма разрушительного воздействия однообразного циклического процесса коротко выражено в старой народной мудрости — «Вода камень точит». Но почему так происходит? Ведь весь окружающий нас мир и есть бесконечное число различно повторяющихся циклов. Круговорот воды в природе. Циклическая смена времен года. Бесконечные цепочки чередующихся дней и ночей, стремительных восходов и неторопливых закатов. Вся наша жизнь на Земле подчинена различным постоянно повторяющимся событиям и процессам. Ага! Вот оно, волшебное слово — «различным»! Времена года цикличны, но они всегда такие разные, что из века в век, от эпохи к эпохе очаровывают и неизменно притягивают к себе внимание поэтов, писателей, художников, композиторов. Каждый новый день нашей жизни чем-то, да не похож на вчерашний. Именно этот принцип непохожести внутри любой повторяющейся структуры и влияет на наше с вами настроение, не дает нам остановиться и впасть в кому. Достаточно давно я знаком с известным итальянским музыкантом и продюсером OhmGuru (Ricky Rinaldi) и всегда пытался понять, почему его музыка так заразительна и выгодно отличается от танцевальной музыки российских музыкантов. Она буквально «тянет танцевать»! Как-то однажды я сел, включил одно из его произведений, внимательно прислушался и понял: а ведь каждый новый такт партии ударных неуловимо, но все же отличается от каждого предыдущего! Вот он — самый большой секрет заразительно звучащей танцевальной музыки! Наше ухо и мозг адаптируются к постоянно повторяющимся элементам в музыке и через некоторое время перестают их замечать, для любознательного мозга монотонная музыка становится просто скучной.
Ohmguru (Ricky Rinaldi). В прошлом клавишник группы «АэропланИтальяни» выпустил свой дебютный альбом The Groove Improver (1996), который стал проектом, лежащим где-то между технологией и человеческими ресурсами. Рики создал что-то необычное для итальянской музыкальной сцены. Dub, funk, electronic fusion, trip hop, вокал — все это есть в его музыке. http://www.oneeyedfish.net/
OhmGuru до девяноста процентов времени своей работы над очередной пьесой тратит на доскональную проработку ритмической партии ударных. Он не только тщательно расставляет по времени каждый ударный инструмент, постоянно добавляя небольшие «деликатесные» ритмические штучки и так же незаметно их убирая, но и не менее дотошно подбирает, буквально ювелирно выстраивает тембры всех звучащих в партии ударных инструментов, в чем я смог лично убедиться на одном из его «живых» выступлений в Москве: при кажущейся одинаковости звучания ударов «бочки» (басового барабана) ее звуки вызывали отчетливый резонанс самых разных внутренних органов моего тела — то «удар» отзывался где-то глубоко в груди, то неожиданно попадал в живот, а то и по-массажному «гулял» в районе поясницы. То есть, на самом-то деле это были хотя и родственные, но все же разные звуки. Недаром Рик Ринальди заслуженно носит свое теперешнее гордое прозвище — барабанный гуру, волшебник грува, Groove’s OhmGuru!
Само понятие «грув» (groove), интуитивно существовавшее и раньше, наполнилось новым точным смыслом, как только появились первые, тогда еще аппаратные, ритм-боксы. Удивительная по тем временам возможность программирования в них различных ритмических рисунков породила вполне закономерные вопросы: чем отличается «живая» человеческая игра от механистического запрограммированного звучания ритм-машинки? В чем заключается отличие игры одного барабанщика от другого? Цитата из книги одного из американских исследователей бурной научно-технической революции в области музыки Ричарда Миддлетона (Richard Middleton): «Пока аналитики теоретизируют по поводу концепции термина «грув», музыканты давно используют его в своей повседневной практике». Так что же такое «грув» и как его можно описать простыми и понятными словами?
Прежде чем приступить к написанию данной статьи, я попытался выяснить, а каким себе представляют этот самый неуловимый грув мои друзья-музыканты.
Что такое «groove»?
Роман Заславский, продюсер, композитор, аранжировщик: «Грув — это своеобразный код активации вибраций человеческого тела, создаваемый разными звуковыми частотными полосами — верхними, средними, низкими, — определенным образом воздействующими на разные же органы человеческого тела».
Всеволод Устинов, композитор, продюсер, директор студии ГАЛА: «Грув? Это характерная ритмическая сетка с определенным смещением долей (девиацией) в рамках одного паттерна (один или несколько тактов), чаще всего — «оттягивание» второй и четвертой доли. Не менее важное значение для создания грува имеет момент снятия звука (Note OFF), другими словами, длительность звучания ноты. Правильный момент снятия звука по характерной ритмической сетке со сдвигом увеличивает ощущение музыкального движения — drive».
Виктор Савин, продюсер, композитор, аранжировщик, звукорежиссер: «Внутреннее движение в рамках жесткой ритмической структуры».
Юра Шлайфер, гитарист, композитор: «Тема грува не раскрыта!»
Саша Виста, певец, поэт, композитор, продюсер: «Если коротко — стилистический шаблон. Шаблон, позволяющий передать полный спектр музыкальных ощущений живого исполнителя или автора грува».
Я думаю, в контексте описания работы модуля Stylus RMX термину groove ближе всего подходит определение Саши Виста.
Прежде чем приступить к описанию самого ритм-модуля Stylus RMX, нам с вами необходимо понять, на каких принципах основана его работа и что же кроется за красивой графической оболочкой. Для этого проведем небольшой экскурс в историю компьютеризации музыки и собственно в историю основания фирмы Spectrasonics.
Сразу же после того, как были придуманы «железные» аппаратные сэмплеры и потребовался их запуск в серийное промышленное производство, возникла необходимость в применении такой экономичной технологии записи звуковых сэмплов (например, фортепиано, флейты, струнных), при которой можно было бы без особого ущерба для качества звучания уменьшить объем записанного звука, то есть использовать не всю запись, например, полного времени звучания нижней струны рояля, а обойтись только записью кратковременной характерной атаки музыкального инструмента и незаметного «приклеивания» к ней циклично повторяющейся части основного звука. Кстати, говорят, что идея создания музыкальных сэмплеров пришла в голову знаменитому слепому музыканту Стиви Вандеру (Stevie Wonder), на тот момент счастливому обладателю «читающей» машины фирмы Kurtzweil — Kurtzweil Personal Reader, складывающей и воспроизводящей «читаемые» слова из записанных сэмплов человеческого голоса. Так вот, рождение компьютерной «технологии звуковой петли» (или loop) напрямую связано с весьма ограниченной и к тому же очень дорогостоящей внутренней памятью электронных устройств тех лет. До того самого момента техника петли была успешно реализована механическим способом склейки в кольцо куска магнитофоной ленты в клавишных инструментах Mellotron. Это было время великой Научно-Технической Революции. Еще не успевшие родиться и как следует оформиться идеи буквально носились в воздухе. Метод «петли» был подхвачен различными производителями сэмплеров и успешно применен для создания звуковых колец непрерывно повторяющихся гитарных риффов, вокальных фраз, сольных партий и, наконец, для создания энергичных и завораживающих барабанных ритмов-«грувов». С течением времени и сама техника совершенствовалась, и модули памяти дешевели и становились более доступными. Простое бесхитростное воспроизведение записанных лупов уже не удовлетворяло возросшим требованиям профессиональных музыкантов, и наконец в 1999 году недавно основанная к тому времени фирма Spectrasonics предложила свою собственную остроумную систему управления звуком — Groove Control®. Обратимся к руководству пользователя и попытаемся вместе разобраться, что же это за система такая? Тем, у кого по каким-либо причинам не оказалось под рукой этой толстенной книжки, рекомендуем найти ее электронный эквивалент, после корректной установки Stylus RMX находящийся на жестком диске в папке Sage и далее — в папке Documentation. Итак, открываем любой из вариантов мануала и читаем (естественно, по-английски, мысленно переводя все это на свой родной язык!).
Groove Control® — это созданная совместно компаниями Spectrasonics и ILIO система обработки звука, которая осуществляет независимое управление темпом, высотой звучания, чувством и ритмическим рисунком-паттерном — с обеспечением максимального возможного качества звучания каждой петли (loop). Метод нарезки звукового файла по системе Groove Control позволяет изменять темп в очень широком диапазоне, а самое важное — без возникновения артефактов (щелчков, пауз) и других нежелательных звуковых искажений. И, что не менее важно, Groove Control путем изменения временных характеристик квантизации/свинга (quantization/swing) позволяет очень гибко управлять «живостью» звучания аудиофайла, что собственно, и является Управлением Грувом.
Как же это работает?
Основной концепцией Groove Control является его умение нарезать звуковую петлю на маленькие «ломтики» (slices), основываясь на ритмической структуре аудио-файла с последующим вызовом и воспроизведением этих ломтиков в реальном времени и в соответствующей последовательности. Эта последовательность содержит в себе живую ритмику грува и воспроизводит ломтики-слайсы точно так, как они были записаны в оригинальном файле. При этом каждому аудио-ломтику присваивается своя собственная MIDI-нота:
Один такт нарезанной барабанной петли распределен на 16 MIDI-клавиш (шестнадцатыми нотами)
В системе Groove Control каждый грув всегда сопровождается специальной MIDI-последовательностью, которая вызывает и проигрывает слайсы в правильном ритме. После обработки звуковой петли с помощью Groove Control через некоторое время MIDI-файлы принимают привычный нам вид последовательно восходящей хроматической линейки MIDI-нот:
Чем же так уникальна система Groove Control и чем она отличается от техники работы со звуковыми грувами других форматов (Wave ACID, REX, Apple Loops)?
Основное отличие процесса управления звуком в Spectrasonics Groove Control от аналогичных процессов, используемых в своих аудио-приложениях другими фирмами, это применение специальных методов, инструментов и уникальных технических приемов, позволяющих управлять практически всеми параметрами каждого ломтика-слайса в каждом ритмическом груве. То есть, вы можете не только управлять высотой тона, атакой, модуляцией и другими внутренними настройками каждого слайса, но и включать одновременно до трех эффектов-обработок на каждый слайс и управлять ими! Все зависит только от мощности процессора вашего компьютера и от конкретных задач, которые вы поставили перед собой в данном музыкальном произведении. Действительно, гибкий и полный контроль над грувом! Не вдаваясь в излишние технические подробности, могу отметить лишь одно — Groove Control на самом деле разительно отличается в лучшую сторону от всех вышеперечисленных грувовых форматов и дает музыканту максимальные возможности манипулирования звуковыми настройками грувов при максимально возможном качестве звучания. В этом мы с вами воочию убедились, когда в 2002 году фирма Spectrasonics представила свой самый первый виртуальный модуль, использующий встроенную технологию Groove Control, — оригинальный Stylus Vinyl Groove Module, тут же завоевавший огромную популярность и признание музыкантов всего мира.
Еще раз напомню: мы с вами уделили столько внимания системе Groove Control только лишь для того, чтобы понять, как работает Stylus RMX. Но необходимо признать, что и сама система Groove Control все эти годы не топталась на одном месте и, активно развиваясь наряду с развитием других компьютерных технологий, претерпела значительные изменения и превратилась в мощную и изящную S.A.G.E. — Spectrasonics Advanced Groove Engine, «Продвинутую Грув-Технологию Spectrasonics». И вот перед нами уже успевший стать легендарным Stylus RMX (ReMiX) — понастоящему достойное и многообещающее начало продуктов новой линейки S.A.G.E.
...Но о нем — уже в следующий раз. Сейчас лишь отметим, что главным отличием обновленного Stylus RMX от оригинального Stylus Vinyl Groove Module является то, что Groove Control в нем постоянно активен. Stylus RMX уже не использует, как его предшественник, стандартные аудио-петли. В каком бы режиме вы ни запустили Stylus RMX, — он постоянно проигрывает нарезанные звуковые петли: либо воспроизводя их с MIDI-дорожек вашей секвенсорной программы, либо проигрывая грувы внутри себя. Как это выглядит на практике — вы узнаете об этом в следующем выпуске.
Groovolution
Грув-лихорадка взорвала мир компьютерной музыки с выходом в свет очередной версии программы Steinberg Cubase 2.0, впервые предоставившей музыкантам мощный инструмент особо точной редакции MIDI-тайминга под названием Groove Quantize. Эта функция впервые позволила музыкантам создавать свои собственные нелинейные временные сетки квантизации (grid quantize) или шаблоны, которые затем могли ими использоваться вместо стандартных алгоритмов выравнивания ритма и, по существу, создавать очень точно выверенную по времени «живую» музыку. В 1991 году известный композитор и продюсер Рэй Уильямс (Ray Williams) был настолько поражен заводным ритмом песни Лайзы Стэнсфилд (Liza Stansfield) «На всем свете» («All Around The World»), что не удержался, загрузил ее в программу Sound Designer и попробовал разобраться, как именно ритмические акценты расположены во временной музыкальной сетке, ведь все это было сыграно и записано вживую, без какой-либо последующей редакции на компьютере, но именно поэтому-то и звучало так удивительно здорово. Уильямс вручную создал двух-тактовую барабанную петлю, идентичную рисунку ударных инструментов, составляющему ритмическую основу песни, и, внимательно исследовав ее, обнаружил, что ритмика петли практически полностью соответствует свинговому паттерну — то есть, каждая вторая шестнадцатая доля чуть-чуть оттянута назад, задержана по времени. Он тщательно замерил в миллисекундах расположение каждого удара в каждом из двух тактов барабанной петли, вручную перенес полученные числовые значения в созданную двух-тактовую сетку квантизации редактора Groove Quantize в Cubase и затем с успехом использовал полученный «живой» грув «All Around The World» для записи своих собственных композиций. Это лишь один из примеров использования грув-шаблонов. Компания DNA Grooves заслуженно признана ведущей в области исследования и создания грув-шаблонов. Созданные этой компанией шаблоны вы можете попробовать, найдя их в списках грув-алгоритмов квантизации своих секвенсорных программ (Apple Logic Pro 9, Steinberg Cubase). Кстати, в ходе стихийно возникшей сетевой дискуссии о возникновении термина «грув», пришедшего где-то в 60е годы из soul-джаза, Сергей Новосельцев напомнил о песне 1966 года группы The Mindbenders с интригующим названием «Groovy Kind of Love». Для нашей истории важно, что абсолютным хитом песня стала после ее исполнения в 1988 году Филом Коллинзом (Phil Collins) в фильме Buster (и затем в альбоме Serious Hits...Live). Не знаем, есть ли тут прямая связь, но примерно тогда же термин groove прочно вошел в профессиональный музыкантский сленг. Творчество великого барабанщика не оставило равнодушным и команду DNA Grooves, которая провела тщательное математическое исследование нескольких знаменитых песенных хитов Мастера, вылившееся затем в монументальный научный трактат, доступный теперь для всех желающих по адресу: http://www.numericalsound.com/
Неотредактированная запись живого исполнения партии ударных инструментов
Та же партия, после применения функции стандартного алгоритма автоматической квантизации – абсолютно выравненное роботообразное механистическое звучание
Применение грув-шаблонов в редакторе Groove Quantize изменяет тайминг, при этом сохраняя нерв живой человеческой игры
©Иллюстрации являются собственностью DNA Grooves, www.dnagrooves.com
© 2006-2009 Статья дополнена и исправлена. Публикуется с разрешения издательства журнала «Подводная Лодка». Впервые статья была опубликована в журнале «Подводная Лодка», №12, 2006 год. Выражаем огромную благодарность главному редактору журнала Сергею Новосельцеву.
19 августа 2009 г.
Plug-ins #2: Stylus RMX. Часть I
настройщик,
-щица, подуститель; кто настраивает музыкальные орудия, особенно фортепиано; -щиков, -щицын, им принадл., -щичий, к ним относящийся.
Толковый словарь Даля
настройщик,
настройщика, м. Мастер, специалист по настройке струнных музыкальных инструментов сложного типа, напр. роялей.
Толковый словарь Ушакова
Copyright © 2010 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.