Copyright © 2009 Саша Виста, Алексей Алимкин
Квантизация... Довольно странно звучащее слово. Слово, появившееся в нашем лексиконе одновременно с появлением первых музыкальных компьютеров и секвенсоров, и, несмотря на яростное, но недолгое сопротивление более грамотной, но малочисленной группы музыкантов, назло “грамотеям” там и укоренившееся. До той поры мы как-то больше привыкли пользоваться академическим термином квантование, что означает преобразование непрерывной информации в дискретную, то есть, разбиение данных на группы. Но так уж исторически сложилось, что в советские времена языкознанию придавалось минимальное значение и подавляющее большинство музыкантов привыкло читать иностранные термины “чисто по-русски” — как пишется, так и произносится, и точно так же и запоминается. К сожалению, многолетняя борьба за всеобщую грамотность потерпела сокрушительное поражение, в результате чего большинством голосов российских локализаторов было принято следующее решение: при переводе на русский язык технических терминов при всех прочих равных условиях отдавать предпочтение термину, наиболее близко подходящему по звучанию языку оригинала. Именно по этой самой причине в случаях, где это необходимо по техническим причинам (созвучность терминов названиям функций в меню, названиям окон и объектов, а также созвучность применяемым клавиатурным командам) мы уже используем, и впредь будем использовать общепринятые на сегодняшний день музыкальные термины: регион вместо фрагмент, аудио вместо звук, и — квантизация вместо квантование.
Уровень технической подкованности музыкантов, посещающих наш сайт, простирается от новичков, только-только вступающих в мир Макинтош и Logic Pro, до настоящих профессионалов, мастеров своего дела, интересующихся лишь новейшими функциями, появившимися в последних версиях операционной системы и в недавно вышедшем в свет Logic Pro 9. Чтобы охватить столь широкий диапазон разносторонних интересов, мы стараемся делать свои обзоры по мере накопления поступающих от читателей вопросов.
Сегодня мы приступим к рассмотрению темы, интересующей как новичков, так и профессионалов. Открываем Руководство Пользователя приложением Logic Pro 9 на странице 627, читаем и переводим главу 21, «Quantizing Audio and MIDI».
Квантизация Аудио- и MIDI-материала
Квантизация — ритмическое исправление аудио- или MIDI-материала по определенной временнóй сетке. Любой неточно сыгранный аудио-материал (центрированный вокруг транзиентных маркеров) или неточно сыгранные MIDI-ноты перемещаются к ближайшей позиции на этой сетке, как показано на рисунках ниже.
Неквантизированные нотные события
Квантизированные нотные события, выровненные по ближайшим долевым позициям
Вы можете на выбор квантизировать аудио- или MIDI-регионы, или смешанное выделение аудио- и MIDI-регионов. Также на выбор вы можете квантизировать целые аудио- или MIDI-регионы, либо индивидуальные события в MIDI-регионе.
•Region-based quantization (региональная квантизация): воздействует на все транзиентные маркеры в аудио-регионе или все нотные события в MIDI-регионе. Она используется на аудио– или MIDI-регионах в области Аранжировки.
Примечание: Региональная квантизация не воздействует на события других типов MIDI-данных, таких, как MIDI-контроллеры.
•Event-based quantization (квантизация событий): Может быть применена к индивидуальным MIDI-событиям (не только нотным событиям) в пределах MIDI-региона. Квантизация отдельных событий выполняется в MIDI-редакторах.
Важно: Квантизация событий деструктивно изменяет позиции всех типов MIDI-событий, за исключением нотных событий.
Вы можете также создавать groove templates — грув-шаблоны, которые являются квантизационными сетками, основанными на ритмике других аудио- или MIDI-регионов.
Разъяснение Возможностей Квантизационной Сетки
Вы можете квантизировать выделенные аудио- или MIDI-регионы, включая выделение обоих типов регионов, изменяя значение параметра Quantize (Квантизация) в блоке Region Parameter (Параметров Региона) в Inspector (Инспекторе). Этот параметр определяет величину деления квантизационной сетки.
Важно: Региональный параметр Quantize является недеструктивным. Он вносит поправки в вопроизводящиеся позиции нот в регионе на лету, во время работы Logic Pro в режиме Playback (Воспроизведения) или Record (Записи). В действительности, он не производит необратимых перемещений нот.
•Mixed quantization (Смешанная квантизация): Установка 8 & 12 соответствует восьмым и восьмым триолям, 16 & 12 — шестнадцатым и восьмым триолям, и 16 & 24 — шестнадцатым и шестнадцатым триолям. Смешанная квантизация всегда относится к обоим нотным значениям и требует большей точности игры во время записи.
•Odd quantization (Нечетная квантизация): Установка 9-Tuplet обозначает ноноли (1 такт = 9 долей), 7-Tuplet — септоли (1 такт = 7 долей), 5-Tuplet/4 — четвертные квинтоли (1 такт = 5 долей), и 5-Tuplet/8 — восьмые квинтоли (1 такт = 10 долей).
•Swing quantization (Свинговая квантизация): Установки Swing, 8E Swing, 8D Swing, 8C Swing, 8B Swing, 8A Swing и 16F-to-16A Swing задерживают позицию каждой второй точки в квантизационной сетке на фиксированную процентную величину. 8 или 16 обозначают квантизационные значения восьмыми или шестнадцатыми нотами. Вы также можете изменять свинговый коэффициент любого из квантизационных значений вручную.
•Quantization off (Квантизация выключена): Установка off (3840) проигрывает ноты в наимельчайшем возможном тайминговом разрешении: 1/3840-ми нотами, что практически является неквантизированным воспроизведением.
•Normal quantization (Нормальная квантизация): Установки 1/1-Note, 1/2-Note, 1/4-Note, 1/8-Note, 1/16-Note, 1/32-Note и 1/64-Note квантизируют MIDI-регионы по эквивалентному нотному значению.
•Triplet quantization (Триольная квантизация): Установки 1/3-Note, 1/6-Note, 1/12-Note, 1/24-Note, 1/48-Note и 1/96-Note квантизируют MIDI-регионы по триольным нотным значениям. 1/12-я нота — восьмыми триолями, 1/24-я нота — шестнадцатыми триолями и 1/48-я нота — тридцать вторыми триолями.
Установки Swing задерживают позицию каждой второй точки в квантизационной сетке на фиксированную процентную величину следующим образом:
Установки Quantize Свингование (в процентах)
8F Swing или 16F Swing 71%
8E Swing или 16E Swing 66%
8D Swing или 16D Swing 62%
8C Swing или 16C Swing 58%
8B Swing или 16B Swing 54%
8A Swing или 16A Swing 50%
Тонкая Подстройка Квантизационной Сетки
Вы можете воспользоваться полем Q-Swing и расширенными квантизационными параметрами в блоке Region Parameter для тонкой подстройки вашей квантизационной сетки. Они предоставляют несколько дополнительных возможностей, которые позволят вам создавать и применять свинговые и другие ритмические настроения к вашим MIDI-партиям и партиям программных инструментов.
Поле Q-Swing расположено сразу под всплывающим меню Quantize и остальная часть перечисленных ниже квантизационных опций находится в секции Advanced Quantization (Расширенная Квантизация). Они могут быть применены к любому из квантизационных значений (кроме "off").
Примечание: Не все из расширенных квантизационных параметров доступны для аудио-регионов.
•Q-Swing: Изменяет позицию каждой второй точки существующей сетки квантизации. Значения больше 50% задерживают доли. Значения меньше 50% "пред-задерживают" доли. Наиболее уместные значения находятся между 50% и 75%, что придает свинговый настрой жестко квантизированным (или слишком точно сыгранным) MIDI-регионам.
•Q-Strength: Определяет, насколько далеко нота или транзиентный маркер передвигаются в сторону ближайшей позиции сетки квантизации. 100% дает полную квантизацию, 0% оставляет ноту или транзиентный маркер на тех местах, где они были записаны.
•Q-Range: Наиболее музыкальная стратегия квантизации, которая требует определенного технического и музыкального мастерства. Q-Range идеальна для записей, в которых уже есть нужный грув, но которые местами звучат либо слишком торопливо, либо замедлены больше, чем это нужно. Она позволяет вам сохранить исходное чувство ритма, но помещает ритмический фокус точно в грув. Значение "0" подразумевает, что каждая нота или транзиентный маркер будут квантизированы. Если вы выставите отрицательное значение, то только те ноты или транзиентные маркеры, которые окажутся вне установленного вами диапазона, будут перемещены на идеальные позиции квантизационной сетки, в то время как находящиеся ближе к этим идеальным позициям, останутся незатронутыми. Этот процесс перемещает только наиболее неудачно сыгранные ноты или транзиентные маркеры — находящиеся за пределами диапазона — на идеальные временные позиции сетки, или, по крайней мере, перемещает их к этим позициям в соответствии с выбранным значением Q-Strength.
Совет: Для того, чтобы получить наилучшие результаты с Q-Range, используйте небольшое четное значение квантизации, например, 1/4-ми нотами. Установите такое значение Q-Range, чтобы стало возможным скомпенсировать максимальное количество ошибок, сделанных при записи.
•Q-Flam: Разносит на разные позиции ноты с одинаковыми временными позициями — аккорды. Положительные значения создают восходящее (наверх) арпеджио, отрицательные значения создают нисходящее (вниз) арпеджио. Первая нота в арпеджио (либо самая верхняя, либо самая нижняя) остается незатронутой.
•Q-Velocity: Определяет, какая доля значений velocity (скорости нажатия) квантизированных нот будет заменена на значения velocity шаблонного MIDI-региона. При значении в 0% ноты сохраняют свои изначальные значения velocity. При значении в 100% ноты принимают шаблонные значения velocity. Отрицательные значения видоизменяют velocity, производя еще более явное отличие от шаблона.
•Q-Length: Определяет, каким образом длины квантизированных нот будут заменены соответствующими длинами нот (нотами, которые находятся на тех же позициях) шаблонного MIDI-региона. Значение в 0% не дает никакого эффекта, тогда как значение в 100% придает нотам длины, содержащиеся в шаблонном регионе. Отрицательные значения видоизменяют длины нот еще сильнее, давая результат еще большего отличия от шаблона.
Copyright © 2009 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2009 Перевод Саша Виста, Алексей Алимкин. Редакция Сергей Новосельцев.
четверг, 27 августа 2009 г.
LP9 #6: Квантизация аудио- и MIDI-материала
quantizAtion
Квантизация — ритмическое исправление аудио- или MIDI-материала по определенной временнóй сетке.
Copyright © 2009 www.macsound.ru All rights reserved.
Site www.macsound.ru is an Independent Information site.
The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies.
All trademarks, product names, and company names and logos
appearing on this web site are the property of their respective owners.
Site www.macsound.ru makes no guarantees regarding any of the advice
offered on this web site or by its staff or users.